Новости

Арт-рынок избавит Казахстан от сырьевой зависимости?

19 сентября 2016 года Министерство культуры и спорта РК заявило о планах активизировать работу по развитию отрасли как сектора экономики. В свете этого первый отраслевой круглый стол на тему «Культурные индустрии в Казахстане: проблемы роста и перспективы развития» стал очень своевременным. Свои мнения о развитии культуры, как отрасли экономики выразили более 60 специалистов. Включая директоров независимых театров, частных галерей и фестивалей.

19 сентября 2016 года Министерство культуры и спорта РК заявило о планах активизировать работу по развитию отрасли как сектора экономики. В свете этого первый отраслевой круглый стол на тему «Культурные индустрии в Казахстане: проблемы роста и перспективы развития» стал очень своевременным. Свои мнения о развитии культуры, как отрасли экономики выразили более 60 специалистов, включая директоров независимых театров, частных галерей и фестивалей.

В настоящее время многие государства, реализуя стратегии ухода от сырьевой зависимости, рассматривают культурную индустрию как одну из отраслей экономики их стран. Причем, речь идет не только о ключевых культурных индустриях, таких как музыка, литература, фотография, театральное и изобразительное искусства, а также всевозможная выставочная деятельность, но и о связанных с ними рекламой, архитектуре, дизайне, моде, издательском деле и так далее.

С каждым днем культура становится все более важным источником занятости, доходов и диверсификации экономики. На данный момент ежегодный мировой оборот культурных и креативных индустрий составляет $1,3 трлн. А это 4,5% мирового валового продукта с прогнозируемым ростом в 10% ежегодно. То есть на сегодня этот сектор развивается быстрее, чем сферы производства и услуг.

В Европейском Союзе культурная и креативная индустрии имеют совокупный доход в размере 558 млрд евро и обеспечивают рабочими местами 8,3 млн граждан, что в 2,5 раза больше, чем у автопроизводителей. Это третий по величине работодатель в Европейском Союзе, обеспечивающий работу молодежи больше, чем любой другой сектор экономики.

В России доход от экспорта продуктов и услуг креативного кластера за последние 10 лет вырос в 5 раз – это самый высокий мировой показатель.

Что касается Казахстанского культурного рынка, то точных цифр, здесь, к сожалению, нет. За исключением опросов нескольких фокус-групп об отношении граждан к культурно-досуговым учреждениям. В остальном же казахстанский арт-рынок пока находится в глубокой тени. Тем не менее, емкость рынка в Казахстане существует, так же как существует и аудитория, которая потребляет и дальше будет потреблять продукты арт-индустрии.

И это побуждает участников казахстанского арт-рынка с каждым годом все более активно поднимать вопросы менеджмента, финансирования, доходности, продвижения, кадров и законодательной базы арт-индустрии.

На данный момент арт-рынок живет по тем же законам, что и любой другой рынок. Соответственно, его казахстанским участникам пора уделить особое внимание именно арт-менеджменту. Как отметила художественный руководитель театра Болата Аюханова Райхан Унгарова, классические театры привыкли ждать, пока им придут и предложат гастроли: «Раньше был «Казахконцерт», который обеспечивал гастроли по республике и «Союзконцерт», который отправлял в гастроли по Советскому Союзу и за рубеж. Теперь все эти связи утеряны. А мы как в те времена ждем, когда же кто-то организует нам гастроли».

Кроме того, по мнению Райхан Унгаровой, многие участники казахстанского арт-рынка сейчас настроены исключительно на внутренний рынок, то есть создают продукт интересный исключительно казахстанскому потребителю, но для того, чтобы театр (галерея, киностудия и т.п.) были успешны, как и в любой другой отрасли, нужен экспорт. То есть гастроли, зарубежные выставки и вернисажи, которые пора научиться организовывть самостоятельно.

И вот отсюда вытекает вопрос о спонсорской и меценатской помощи. Собравшиеся за круглым столом арт-менеджеры единогласно отметили необходимость пересмотра закона о культуре. В частности, говоря о том, что на данный момент нет достаточной законодательной базы, которая бы сделала интересной спонсорскую и меценатскую помощь, которая поможет арт-индустрии не зависеть от госбюджета. «Не надо помогать, просто создайте условия», — считает, говоря о галерейном и выставочном бизнесе профессор КазНАИ им.Жургенева, кандидат искусствоведения Ольга Батурина.

Солидарен с ней и управляющий директор ESENTAI GALLERY Данияр Шабдукаримов, который считает, что все что требуется от государства – работающий и продуманный закон о культуре, а дальше оно вообще не должно вмешиваться в культуру: «Как только появляется государственное финансирование, все превращается в коней и юрты».

«Культура снижает уровень агрессии, поэтому чем у нас будет больше арт-площадок, тем лучше будет наше будущее», — считает Ольга Батурина, говоря не только о финансовой необходимости развивать казахстанский арт-рынок.

В целом, подобные круглые столы – это только первые шаги к переходу казахстанского арт-рынка на «светлую» сторону. Но, как отметила директор ОФ «Центр творческих инициатив Cultural Dialogue» Жанна Мамбетова, «лидеры творческих проектов демонстрируют свою готовность к диалогу и сотрудничеству и, я считаю, это в совокупности с планами Министерства культуры и спорта уже можно назвать положительной динамикой развития культурной индустрии в Казахстане».