Экономический диагноз: S&P подтвердило суверенные рейтинги Казахстана

Опубликовано
Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан, по мнению аналитиков S&P Global Ratings, по-прежнему оказывают значительные фискальные активы, обусловленные профицитом бюджета

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте на уровне «BBB-» и «A-3». Также аналитики S&P подтвердили рейтинги Казахстана по национальной шкале «kzAA». Однако прогноз по долгосрочным рейтингам остается негативным.

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан, по мнению аналитиков S&P Global Ratings, по-прежнему оказывают значительные фискальные активы, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. Уровень рейтингов Казахстана также ограничен относительно низкой эффективностью институциональной системы, что отражает высокую степень централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и высокой зависимостью от нефтегазового сектора, а также ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики.

Экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, который, по официальным оценкам, напрямую составлял примерно 15% ВВП и более половины объема экспорта в денежном выражении в 2014 году. Поскольку мировые цены на нефть остаются низкими, ведущий аналитик направления «Суверенные рейтинги» S&P Максим Рыбников считает, что экономический рост Казахстана в 2016 году будет самым слабым за период начиная с 1998 года, а рост ВВП будет нулевым в реальном выражении. Также Максим Рыбников полагает, что сокращение объемов экспорта будет обусловлено не только снижением цен на нефть, но и выработкой основных месторождений нефти, что приведет к нулевому росту нефтедобычи или даже небольшому снижению ее объемов. Кроме того, эксперт учитывает спад потребления домохозяйств в реальном выражении, обусловленный снижением покупательной способности населения после значительной девальвации национальной валюты тенге в 2015 году.

Согласно базовому сценарию от S&P Казахстан увидит постепенную консолидацию бюджета с дефицитом, равномерно снижающимся в ближайшие три года, и небольшим профицитом в 2019 году. Так, по ожиданиям ведущего аналитика направления «Корпоративные рейтинги» Михаила Давыдова, постепенный рост цен на нефть и увеличение объемов нефтедобычи, связанное с вводом в эксплуатацию Кашаганского месторождения в Каспийском море, будут являться факторами, способствующими росту доходов НФРК.

Аналитики S&P Global Ratings полагают, что высокая в настоящее время доля капитальных расходов в общем объеме расходов расширенного правительства обеспечивает ему дополнительную гибкость, поскольку эти расходы могут быть сокращены в целях сдерживания дефицита. По оценке Михаила Давыдова, в ближайшие годы правительство будет все в большей степени консолидироваться в приоритетных проектах, в то время как часть расходов, в том числе в рамках программы «Нурлы жол», будет выполнена в течение более продолжительного периода, чем изначально планировалось.

С точки зрения аналитика, внешнеэкономические показатели Казахстана остаются под давлением, хотя они все еще относительно сильны и являются фактором, поддерживающим рейтинги. В 2015 году счет текущих операций был исполнен с дефицитом, который составил 3,2% от ВВП. Как уточняют аналитики S&P Global Ratings, это произошло после пятилетнего периода профицитов, в среднем составляющих 2% ВВП. Аналитики S&P ожидают, что дефицит достигнет пикового значения в 4% в 2016 году, вслед за чем будет сокращаться, поскольку цены на нефть, как утверждает директор направления «Корпоративные рейтинги» Александр Грязнов, будут восстанавливаться и Кашаганское месторождение вступит в строй. В краткосрочной перспективе счет текущих операций будет поддерживаться сокращением импорта, так как уровень потребления снижается в результате значительного ослабления тенге в прошлом году.

Рейтинги Казахстана, предоставленные аналитиками S&P, также ограничены низкой эффективностью институциональной системы. Как полагает Александр Грязнов, процесс принятия решений в стране остается высокоцентрализованным, что может снизить его предсказуемость. За прошедшие два года правительство объявило о ряде структурных реформ, однако аналитикам S&P предстоит еще убедиться в их успешном проведении.

Прогноз по суверенным рейтингам от аналитиков S&P «негативный», что отображает главным образом риски, существующие в отношении бюджетных и внешнеэкономических показателей Казахстана в ближайшие 18 месяцев в рамках текущих неблагоприятных и волатильных условий на мировых сырьевых рынках.

Агентство S&P может понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придет к выводу, что фискальные, внешние или экономические показатели не улучшаются в соответствии с ожиданиями аналитиков. В частности, дальнейшие задержки в реализации Кашаганского проекта могут стать одной из причин ухудшения суверенной кредитоспособности.

Рейтинги могут стабилизироваться на текущем уровне, если давление на платежный баланс снизится или повысится гибкость монетарной политики, утверждает Михаил Давыдов. Последнее возможно в случае, если долларизация депозитов резидентов значительно сократится, улучшив способность НБРК влиять на экономическую ситуацию в стране.

Читайте также