В ночь на 9 ноября в США был избран 45-й по счету президент страны. Им, вопреки многочисленным соцопросам, стал неоднозначный кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп. Его избрание вызвало ажиотаж на мировых рынках, затронув в некоторой степени и Казахстан. Каких изменений с приходом в Белый дом стоит ждать Казахстану, выяснял «Къ».
Сообщения о высокой вероятности избрания кандидата-республиканца привели к волатильности цен на черное золото, которые, впрочем, успокоились после речи новоиспеченного президента США. Тем не менее отголоски электоральной кампании дошли до Казахстана, где тенге ослаб по итогам двух торговых сессий на 1,47 тенге, до 341,18 тенге за «американца». При этом максимальное предложение в ходе торгов на Казахстанской фондовой бирже достигало 342 тенге за доллар США. Вечером того же дня отдельные обменники устанавливали курс продажи американской валюты на отметки 342,2 тенге за доллар.
«На протяжении 240 лет независимости США традиционно проводят масштабные и напряженные предвыборные кампании… Несмотря на смену в руководстве, интересы США в продвижении мира, стабильности и процветания по всему миру останутся неизменными. Отношения между США и Казахстаном продолжат расти и укрепляться, основываясь на взаимоуважении и взаимном интересе – двух основах, которые связывали наши страны на протяжении всех 25 лет независимости Казахстана», — заявил посол США в РК Джордж Кролл по случаю избрания Трампа президентом.
20 января 2017 года согласно Конституции США Дональд Трамп примет инаугурацию в качестве 45-го президента, говорится в распространенном заявлении посла. «И в этот день мы также будем стремиться к углублению и продолжению сотрудничества с нашим стратегическим партнером – Казахстаном», — резюмировал дипломат.
В казахстанском экспертном сообществе нейтрально оценивают избрание нового президента в США. Политолог Досым Сатпаев отметил, что реакция рынка говорит, что результат был неожиданным для многих.
«И наглядно показывает, что в США существует такое понятие, как политическая конкуренция, и до последнего момента присутствует политическая интрига. Реакция рынка пока неоднозначная, поскольку на нее накладываются его предвыборные заявления в части изменений правил игры во внешней торговле. Однако ничего катастрофичного не произошло, и вся паника, думаю, уляжется после его первых заявлений на посту главы государства», — уверен эксперт.
Говоря о политических обещаниях Трампа, Досым Сатпаев отметил, что это часть избирательного процесса и, как показывает практика, после того, как Овальный кабинет займет новый президент, эта риторика становится более мягкой.
«Для реализации своих инициатив ему вряд ли хватит одного президентского срока, поэтому он будет опираться на тот баланс интересов, который будет складываться уже сейчас», — подчеркнул политолог.
Политика США является достаточно устойчивой, стабильной и не зависит даже от выборов президента, считает другой политолог — Рустам Бурнашев.
«Есть общий тренд, который обозначился гораздо раньше, – усиление неоизоляционизма. Вероятнее всего, он будет сохраняться при Трампе. Что касается Казахстана, то, поскольку страна и регион, в целом, относятся к периферии американских интересов, никаких особых изменений с приходом нового президента не вижу», — говорит аналитик.
Касательно украинской тематики эксперт также не ожидает подвижек.
«Когда президент Обама баллотировался на первый да и на второй срок, он ставил вопрос о закрытии тюрьмы в Гуантанамо. Эта сфера, казалось бы, полностью лежит в сфере компетенций США. И тот факт, что президент не смог это сделать, показывает, насколько это комплексный вопрос, влияние на который оказывают множество американских институтов. Поэтому говорить о влиянии и быстром решении украинского вопроса, к которому США имеют косвенное отношение, я бы не стал», — уточняет он в беседе с «Къ».
«Надо понимать, что российская и украинская тематика во многом использовались как предвыборный агитационный ход, чтобы сблизить внешнеполитические оценки простых американцев. Я очень сильно сомневаюсь, что Трамп, его команда и вообще американские институты будут в ближайшее время уделять большое внимание этому вопросу. Отчасти потому, что для США есть гораздо более важные международные проблемы», — резюмировал Рустам Бурнашев.