4 ноября Народный банк Казахстана объявил о намерении продать 60% акций своей дочерней компании — АО Altyn Bank крупнейшей китайской компании China CITIC Bank Corporation Limited. Эксперты положительно оценивают эту сделку, подчеркивая доверие иностранных инвесторов к казахстанским активам. По их мнению, опасений по поводу китайской экспансии рынка быть не должно.
Для закрепления достигнутых договоренностей Народный банк и CITIC Bank подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании. Реализация сделки ожидается в первой половине 2017 года.
«В целях выполнения достигнутых договоренностей стороны меморандума должны будут помимо прочего получить необходимые согласования компетентных органов Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и выполнить иные условия, обычные для подобных сделок», — говорилось в пресс-релизе банка.
«Наличие стратегического партнера расширит возможности для АО Altyn Bank в сфере инвестиционного банкинга, торгового финансирования и казначейства, платежей в юанях, продуктах private banking и розничного банкинга, банковских технологий. Altyn Bank остается универсальным банком и продолжит реализацию стратегии по работе с корпоративными и розничными клиентами. Также мы ожидаем, что данная сделка обеспечит Halyk Group роль ключевого игрока в рамках реализации проектов по программе развития Казахстана «Нұрлы жол» и китайских инициатив по созданию экономического пояса Шелкового пути «Один пояс. Один путь», — прокомментировала данное событие председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.
Сумма сделки при этом не озвучивается. Но по мнению директора общественного фонда «Финансовая свобода» Расула Рысмамбетова, она достаточно выгодна для Народного банка.
«Оплата за 60% акций Altyn Bank состоит из фиксированной и изменяемой частей. Изменяемая часть будет зависеть от результатов банка за 2016 год. Следовательно, можно ожидать повышения активности банка в IV квартале. Впрочем, нынешние активы банка на 30 сентября 2016 года составляют 316 млрд тенге ($929 млн по курсу 340 тенге за $1). Обычно при подобных сделках к 60% от общей суммы ($557 млн) добавляется 3–5%, так называемый control premium – премия за контроль над банком. В любом случае, даже с учетом дисконта по NPL, снижения курса тенге к доллару, опережающего роста процентных расходов над процентными доходами у Altyn Bank, сделка будет чрезвычайно выгодной для Народного банка, заплатившего $176 млн за HSBC, который и стал Altyn Bank. Даже если сумма сделки будет $300 млн, то это можно назвать большой победой команды Народного банка», — считает эксперт.
Высокое доверие
В целом, эксперты финансового рынка достаточно положительно оценивают эту сделку как для банка, так и экономики Казахстана.
«Да, это позитивно, особенно после ухода других иностранных инвесторов с рынка Казахстана в последние несколько лет. CITIC, возможно, принесет новые технологии и продукты на рынок Казахстана», — комментирует ведущий аналитик S&P Ratings Аннет Эсс. О том, как эта сделка отразится на рейтингах Народного банка, аналитик не сообщила, но подчеркнула, что об этом будет известно в ближайшем отчете S&P.
По мнению независимого эксперта в банковской сфере Тимура Мусина, наличие иностранных инвесторов на рынке страны — показатель ее инвестиционной привлекательности.
«В последние годы с местного рынка ушли крупные иностранные игроки, из которых можно выделить UniCredit Group и Allianz SE, продавшие свои активы в стране, которые были представлены крупным бизнесом в банковском секторе и секторе страхования. Вместе с тем данное обстоятельство в какой-то степени будет компенсировано вхождением китайского игрока», — считает Тимур Мусин.
Стоит отметить, что для Казахстана Китай является одним из основных торговых партнеров и инвесторов. Однако после полного приобретения Altyn Bank иностранным инвестором на отечественном рынке будут работать уже три китайских банка, в том числе АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» и АО «Торгово-промышленный Банк Китая в городе Алматы».
Однако Расул Рысмамбетов считает, что угрозы китайской экспансии для финансового рынка Казахстана нет.
«60% акций все же значит, что казахстанские акционеры сохраняют контроль. Кроме того, доля Altyn Bank на рынке очень маленькая, поэтому это не представляет стратегической угрозы, что китайские банки будут доминировать на нашем рынке», — говорит он.
Почему не родной инвестор?
По поводу того, почему Народный банк не привлек казахстанского инвестора, аналитик S&P полагает, что, возможно, сделка была инициирована CITIC Bank ввиду желания расширить свою деятельность в соседской стране – Казахстане, с которым у Китая сейчас множество проектов по сотрудничеству. «Возможно, предложение CITIK было довольно выгодным для Халыка», — считает эксперт.
По словам Тимура Мусина, в бизнесе очень тяжело выбрать клиента, поэтому, скорее всего, инвестор выбрал этот банк, так как планируемая сделка отвечает нынешним интересам, потребностям и стратегии китайского финансового института.
По мнению Расула Рысмамбетова, у выбора покупателя был не только финансовый, но и стратегический аспект. «Если брать финансовые соображения, то в нынешний кризис ни у кого на казахстанском рынке нет средств, чтобы купить Altyn Bank. Что касается стратегических соображений, пока в казахстанско-китайском сотрудничестве получается, что только китайские компании заходят на наш рынок. Я не исключаю, что в скором времени Халык зайдет на рынок Китая. И в этом казахстанскому банку помогут китайские акционеры. Есть Западный Китай – по этническому составу не сильно отличающийся от южных регионов Казахстана. Значит, там у Народного банка могут возникнуть интересные проекты. Есть ожидания, что таким образом откроется финансирование в юанях для наших компаний», — полагает эксперт.
Тимур Мусин предполагает, что после прихода CITIC вполне возможно, что произойдут изменения в совете директоров и правлении банка. Зачастую в иностранных компаниях половина указанных органов будет представлена китайской стороной и местным менеджментом, который лучше понимает местные тенденции и ситуацию. Дочерние организации иностранных компаний кроме соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан также должны работать в соответствии со стандартами и внутренними групповыми политиками материнской компании.
Расул Рысмамбетов надеется, что CITIC не будет активно вмешиваться в процесс управления, и считает, что китайские менеджеры будут больше фокусироваться на китайских компаниях, работающих в Казахстане и в регионе в целом.
Однако, по его мнению, риски все-таки есть. «Народному банку, наверняка, придется искать новых членов в свою команду, чтобы выставить против китайских менеджеров. В любой совместной компании есть элементы сотрудничества и соперничества. И чтобы, будучи в меньшинстве, все же продвигать свои интересы, Народному нужны не только финансисты, но и специалисты по переговорам. Исходя из опыта совместных предприятий с китайскими партнерами, можно предположить, что CITIC может быть непростым партнером, после того, как обустроится в банке», — пишет Расул Рысмамбетов.