Высокие технологии в образовании: теория и практика
Учебный процесс в высшей школе сегодня трудно представить без применения наработок IT-индустрии. Образовательные сервисы и порталы, симуляторы лабораторий, использование мультимедийного контента и интерактивных материалов давно вошло в обыденную практику ведущих мировых вузов, и это логично: современный бизнес неотделим от IT, и с учетом этого должна быть построена подготовка специалистов. В том, готовы ли отечественные университеты и институты на практике поддержать мировой тренд на слияние сферы высоких технологий и высшего образования, пытались разобраться участники состоявшейся в Алматы конференции Profit Education Day, посвященной новым технологиям в образовании.
Университеты прошлого и будущего
Современные технологии действительно способны вывести систему образования на совершенно новый уровень, уверен руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при правительстве Российской Федерации Владимир Соловьев. Довольно широкую известность получила точка зрения, приверженцы которой утверждают: вскоре во всем мире останется всего несколько университетов, которые будут готовить ученых по фундаментальным специальностям, а представители массовых профессий, те же бухгалтеры и инженеры, будут получать образование на онлайн-курсах. «Позиция достаточно спорная, хотя образовательные онлайн-площадки, в частности, Coursera и EdX, получили широкую популярность, а новыми конкурентами университетов стали корпорации Google и Apple. И все же для традиционных вузов пришло время понять, что если не меняться в соответствии с требованиями времени, можно остаться «динозаврами» и потерять те преимущества, которые пока еще есть сейчас», — считает Владимир Соловьев.
По мнению экспертов, рациональное зерно заключается в том, чтобы думать не о решениях и процессах, но рассматривать модель деятельности университета в целом и понимать, чем информационные технологии могут помочь в ее развитии и трансформации. Ландшафт образовательного бизнеса меняется, и если раньше все составляющие, ориентированные на инновации, студента и инфраструктуру, находились внутри университета, то сейчас можно наблюдать разделение форм бизнеса – появляются производители контента, поставщики инфраструктуры, разработчики платформ, делятся формы бизнеса.
По словам экспертов, IT могут изменить само восприятие образования. Лекции появляются в свободном доступе в интернете, и за неделю их могут прослушать тысячи человек – этого невозможно достичь в масштабах аудитории. Еще одно преимущество видеолекций специалисты видят в том, что записать и распространить их в Сети можно практически «с листа», тогда как на подготовку и публикацию учебника в классическом понимании могут уйти годы – срок, за который сегодня технологии меняются и безвозвратно устаревают.
Вузы благодаря применению IT-решений могут интегрировать у себя чужие инновации, а могут раздавать свои продукты и услуги на чужие площадки. Появляются бесплатные предложения, хотя в некоторой степени это и условно. «За бесплатные продукты так или иначе кто-то должен платить, и здесь может сработать модель приманки и крючка – можно дать студенту бесплатный доступ к первым трем лекциям из всего курса, либо возможность бесплатного изучения всего образовательного материала при условии, что если студент захочет получить диплом, ему придется заплатить», — отмечает Владимир Соловьев. IT- и онлайн-ресурсы меняют не только деятельность высших учебных заведений, но и их положение: раньше университеты были государством в государстве, сейчас они все чаще работают в партнерстве с бизнесом, проводят научные исследования совместно с компаниями.
Казахстанская модель
Впрочем, некоторые представители образовательного сектора, не отрицая позитивного влияния высоких технологий на учебный процесс в высшей школе, отмечают и негативные моменты. В частности, генеральный директор казахстанской научно-образовательной сети KazRENA Аскар Идрисов видит сложность в том, что внедрением инноваций сложно изменить саму университетскую систему, которая уходит корнями в прошлые века, а популярное в последние годы дистанционное образование не может дать главного – обратной связи, человеческого общения между студентом и преподавателем. Некоторые вузы стремятся ликвидировать этот пробел, запуская программы-симуляторы, моделирующие деятельность предприятий и финансовых структур.
Что предпочтительнее – пользоваться готовыми решениями или разрабатывать собственные – еще один вопрос, на который пока не удалось найти однозначного ответа. «Такие решения, как Coursera и EdX полезны для людей, у которых есть практический опыт и которые хотели бы повысить уровень теоретической подготовки, но студенты – это другая аудитория. Кроме того, казахстанские вузы ежегодно выпускают большое количество тех же программистов. Зачем это нужно, если все отдавать на аутсорсинг? Надо привлекать своих выпускников, разрабатывать свои системы», — считает декан школы инженерного менеджмента AlmaU Арман Коржаспаев. Сложность использования чужих продуктов, отмечают игроки образовательной отрасли, состоит еще и в том, что доработки требуют некоторые сервисы, не поддерживающие образовательный стандарт Казахстана.
В отечественных реалиях камнем преткновения на пути внедрения современных IT-ресурсов в деятельность высшей школы зачастую становится недостаточно высокий уровень знаний среди преподавательского состава. У преподавателей есть возможность доступа к разным IT-ресурсам, но на практике, отмечают участники рынка, низкий уровень подготовки становится серьезным сдерживающим фактором. Как считает директор института новых образовательных технологий КазНУ им. аль-Фараби Ермек Алимжанов, казахстанским университетам, особенно небольшим, легче было бы пользоваться готовыми сервисами для размещения своих образовательных продуктов: во-первых, это проще для вузов, которым трудно содержать свою IT-инфраструктуру, во-вторых, централизованно обеспечивается множество сервисов, в том числе система антиплагиата, отслеживающая, была ли работа выполнена самостоятельно. «Казалось бы, дело за малым, надо лишь обучить преподавательский состав основному функционалу. Мир идет к аутсорсингу бизнес-процессов, но технологии развиваются быстрее, чем наши преподаватели. На дворе XXI век, а они не всегда знают что-то большее, чем создание презентаций», — говорит г-н Алимжанов.
В Университете «Нархоз», отмечают представители вуза, приобщение к современным технологиям начали с обучения пользования облачной почтой, что тоже оказалось непросто, учитывая, что на протяжении многих лет люди пользовались одним-единственным почтовым сервисом. Но дело не только в трудностях с освоением техники и технологий. Современная наука, в том числе вузовская, предполагает обмен информацией, работу в сотрудничестве с зарубежными коллегами, недоступную многим казахстанским преподавателям по причине незнания английского языка. Повышение компетенции преподавателей – процесс, на который может уйти не один год, но до тех пор, пока образовательное сообщество не наверстает отставание в области информатизации, технологии в казахстанских вузах останутся составляющей учебного процесса, но не станут его основой.