Новости

Трагедия, объединившая мир

7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, разрушившее в одну секунду множество человеческих жизней. События тех дней воссоздал на экране режиссер Сарик Андреасян.

7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, разрушившее в одну секунду множество человеческих жизней. События тех дней воссоздал на экране режиссер Сарик Андреасян.

В тот солнечный декабрьский день с лица земли исчезли города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. Более 25 тысяч погибших, 19 тысяч инвалидов, более 500 тысяч людей остались без крыши над головой. Трагедия одной республики, ставшая трагедией для всего мира. Землетрясение, Мы же увидим события того времени глазами ленинаканцев (сейчас это город Гюмри).

Обычные люди, которые живут в обычном городе. Любят, ненавидят, радуются, страдают. Утро 7 декабря 1988 года было самым обычным. И никто не знал, что всего через несколько часов стихия перевернет жизни многих тысяч людей.

Когда мы слышим о какой-то массовой трагедии – и не важно что это: стихийное бедствие военный конфликт, теракт – мы, разумеется, сопереживаем, но по большому счету для нас это остается неким абстрактным событием, в котором пострадали некие абстрактные люди. Мы знаем количество жертв, а порой и их имена, но это ни о чем не говорит. И воспринимается как что-то далекое.

Но если трагедия обретает лица… Она перестает быть далекой. Мы начинаем видеть за ней конкретных людей.

Мы привыкли, что фильмы Сарика Андреасяна – легкие комедии с немудрящим юмором («Мамы», «Тот еще Карлсон», «Корпоратив»). И сейчас он предстает совсем с другой стороны. Это взрослое, мудрое, глубокое и трагичное кино. Возможно дело в том, что та трагедия, так или иначе, затронула весь армянский народ, не оставив в стороне и съемочную группу.

К примеру, после того страшного землетрясения ни один ребенок не оказался в детском доме — каждая армянская семья считала своим долгом усыновить сироту. Семья Андреасянов стояла в очереди на усыновление четырех детей. Продюсер фильма Рубен Дишдишян и исполнитель роли добродушного участкового Грант Тохатян в декабре 1988 года принимали участие в спасательных операциях в Ленинакане. А в массовке участвовали жители Гюмри (бывший Ленинакан), большинство из которых пережили и помнят землетрясение…

Да и сам сценарий был написан по документальным хроникам и рассказам свидетелей: медиками и сотрудниками МЧС; руководителями бригад, разбиравшими завалы; выжившими, которых спасли из-под завалов.

И самое главное, в фильме нет долгой предыстории – нам дают буквально несколько минут, чтобы познакомится с главными героями, как нет и по-голливудски масштабных спецэффектов в сценах, когда происходит землетрясение. Да и самому землетрясению уделено не так много внимания. Это лишь миг, после которого от светлого и эмоционально теплого города остаются обломки зданий, погребенные под кучами щебня.

Земля не разваливается на части, герои пачками не валятся в бездну вместе со зданиями, и одинокая коляска с грудным ребенком не катиться к разлому под крик не успевающей доползти до нее матери… Вместо всего этого люди в запыленной одежде, которые, когда проходит первый шок понимают, что надо не дожидаясь помощи начинать разбирать завалы, чтобы спасти выживших.

А еще собрать дров, чтобы не замерзнуть ночью. Найти воды и чего-нибудь поесть.

Спокойно, буднично, без надрыва.

Сарик Андреасян не приукрашивает ничего в угоду зрелищности или излишнего драматизма. Он показывает все, как было 7 декабря 1988 года после 11:41 — именно на этом времени остановились часы на городской башне в начале фильма. Так вот, именно эта обыденность рвет душу в клочья, заставляя не отрываясь смотреть на экран, примеряя на себя события тех декабрьских дней. Кстати, здесь возможно дело еще и в том, что уж кому-кому, а для алматинцам эта тема близка.

Кстати за что еще очень хочется поблагодарить господина Андреасяна, так это за то, что несмотря на то, что фильм очень тяжелый, он не оставляет после себя ощущения безнадежности. Напротив. На смену страху приходит сострадание, на смену смерти — новая жизнь, а отчаяние сменяется надеждой. Да и стрелки часов на городской башне спустя несколько дней продолжат свой путь, напоминая, что как бы там ни было, жизнь продолжается.

Да, такие фильмы смотреть тяжело. Да и отрешится от мыслей, приходящих после них, непросто. Но смотреть их нужно, потому что они напоминают о том, что мы – люди, а также о том, что не бывает чужой беды. И именно такого кино очень не хватает в современном прокате.