В Астане состоялся круглый стол в формате заседания рабочей группы по обсуждению законопроекта «О коллекторской деятельности» с участием представителей Национального банка РК, депутатов, руководителей общественных объединений, коллекторских организаций, Ассоциации финансистов и БВУ. Примечательно, что общественные организации поддержали легитимацию деятельности коллекторов.
Похоже, что уже в ближайшее время народным избранникам вновь придется скрестить копья вокруг законопроекта «О коллекторской деятельности», который в настоящее время находится на рассмотрении в стенах парламента. Вкратце напомним: в апреле текущего года во время презентации законопроекта «О коллекторской деятельности» обсуждение документа вылилось в горячую полемику. Одни депутаты высказывались против «узаконения рэкета», другие, напротив, считали, что регулирование коллекторов законодательным путем – это как раз то, что нужно для нормального и цивилизованного подхода к решению финансовых вопросов.
Объясняя необходимость данного закона, председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Гульжана Карагусова привела в пример ситуацию в России, где тоже в срочном порядке взялись за разработку закона о деятельности коллекторских компаний. «Наши соседи были вынуждены пойти на этот шаг после ряда вопиющих случаев. Так, некоторые коллекторы стреляли в должников из травматического оружия, кидали в дома бутылки с зажигательной смесью, оставляли сообщения с угрозами», — отметила депутат. Зато мажилисмен Мухтар Тиникеев напрямую обвинил банки в лоббировании нового закона.
Между тем 14 декабря в Астане состоялся круглый стол, в ходе которого были выслушаны мнения его участников по некоторым нормам законопроекта. В отличие от депутатов представители общественных объединений Казахстана выразили редкое единодушие, отметив, что Казахстану необходимо принятие норм, направленных на регулирование рынка коллекторских услуг.
«Данный законопроект действительно нужен. Принятие закона позволит снизить социальное напряжение в случае возможного ухудшения финансового положения в семьях заемщиков», – считает президент ОФ «Флора» Канагат Такеева.
По высказываниям Канагат Такеевой и других участников становится ясно: общественные защитники выступают за мирное урегулирование вопросов проблемных заемщиков.
«В принципе, закон народный получается, – высказал свое мнение президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Шаймурат Кожагулов. – Я очень рад, что депутаты в этом участвовали. Есть, конечно, некоторые вопросы, которые нужно отработать. Работа не заканчивается».
Вместе с тем отдельные представители общественных движений все же выразили некоторое беспокойство. «Законопроект «О коллекторской деятельности» определяет и дает реальную форму общения самого кредитора с заемщиком. Это очень правильно. Единственное, нас немного беспокоит пункт, что законопроект исключает возможность участия в урегулировании наших заемщиков, то есть социально уязвимых, малоимущих семей. Если разобраться, получается, что 80% населения относятся к социально уязвимой категории. Я считаю, что это дискриминация и неправильно», – выступила от Союза общественных организаций «Ел бірлігі», а также от общественной организации по защите прав матерей Шолпан Ризабекова.
Между тем, по словам представителей Нацбанка РК, являющегося разработчиком законопроекта, если должник относится к социально незащищенным категориям лиц, у него есть возможность прекращения взаимодействия с коллектором. Для этого нужно всего лишь обратиться к кредитору либо коллекторскому агентству. Да и долг заемщика без его согласия не может быть передан в коллекторское агентство.
Однако в целом, как уже было отмечено, проект закона «О коллекторской деятельности» вызвал всеобщее одобрение участников круглого стола, которые пришли к единому мнению, что комплексное правовое регулирование деятельности коллекторов поможет создать в Казахстане прозрачный и цивилизованный рынок коллекторских услуг. По словам представителей Нацбанка Казахстана, данный законопроект стабилизирует рынок разрешения долговых вопросов с учетом требований защиты прав должников.