15 марта 2017 года прошел ежегодный саммит CFO Summit Kazakhstan 2017, где обсуждались перспективы развития финансовой системы Республики Казахстан, последние изменения, риски и возможности, а также актуальные вопросы экономики страны. Спикерами на саммите выступили министр нацэкономики, CEO банков второго уровня и ведущих финансовых организаций страны.
Партнер ФБК «Грант Торнтон», директор Института стратегического анализа Игорь Николаев уверен, что мирового финансового кризиса в ближайшее время не избежать. «Что делается в мире? С точки зрения цикличности, если обратиться к данным за последние полвека, можно выделить семь мировых кризисов. С начала 70-х годов «с завидной» регулярностью происходят экономические кризисы каждые 7–10 лет, последний экономический кризис был в 2008–2009 годах», – отметил он в своем выступлении.
Эксперт считает, что цикличность рыночной экономики, которая воспринимается как недостаток, на самом деле является преимуществом. По его мнению, она позволяет выравнивать диспропорции, это не хорошо и не плохо, это такая данность, которую необходимо учитывать. Ведь у каждого экономического кризиса есть свои непосредственные причины, есть спусковой крючок, тем не менее, фундаментальная причина экономических кризисов – глобальная перекапитализация рынков. «Соотношение совокупной капитализации рынка акций национальных компаний к объему номинального ВВП, или капиталоемкость ВВП, как мы его назвали, соизмеряет размер национального рынка. Как подтверждает практика, существуют пограничные уровни капиталоемкости ВВП, превышение которых ведет за собой обвал рынка. Пороговый предел показателя, который мировые рынки демонстрировали до наступления прошлых двух экономических кризисов, сегодня уже достигнут. Экономикам Казахстана и России в силу своей молодости не характерна цикличность, тем не менее, перспективы их развития в значительной степени зависят от того, что происходит в мировой экономике», – говорит эксперт.
По словам эксперта, очередного мирового финансового кризиса не избежать. Игорь Николаев привел также основные источники риска в 2017 году. Первым глобальным риском был назван Трамп или рост неопределенности в мировой экономике из-за намерений новой администрации в США. Второй, не менее важный, фактор риска – мировые цены на нефть. Эксперт назвал 10%-ное падение цен на нефть на прошлой неделе тревожным звонком, к которому необходимо быть готовым. По его мнению, замедление роста экономики Китая является одним из основных рисков в 2017 году. «КНР обеспечивает почти треть спроса на нефтепродукты, поэтому замедление темпов роста страны может значительно повлиять на ценообразование нефти и топлива», – отметил эксперт.
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов выступил с докладом, где поделился видением развития экономики Казахстана. Министр уверен, что являясь достаточно открытой и глобализированной экономикой, Казахстан прочувствует на себе все мировые экономические колебания. Это касается как близких наших партнеров, таких как КНР и Российская Федерация, так и неопределенной «определенности» американской администрации, в частности ее отношения с КНР. Неопределенности сегодня достаточно много, подметил министр: «Во многом в мире нарастает тенденция протекционизма, создание отдельных островков стабильности, отгораживания от других стран, переход от многостороннего формата торгово-экономических отношений к отдельным региональным». Казахстан в этом вопросе, по мнению г-на Сулейменова, является законопослушным игроком в рамках ВТО и реализует свои экономические цели в рамках международных обязательств.
«Как вы знаете, в рамках недавнего послания главы государства, главным приоритетом нашей экономической политики является модернизация. Помимо очевидной технической и технологической модернизации мы должны затрагивать научную модернизацию, институциональную и т. д. Мы должны повышать свою производительность труда, мы должны делать это самыми разными способами», – подчеркнул министр Нацэкономики.
Географическая ситуация страны такова, что бизнесу приходится совершать дополнительные расходы на транспортировку, инфраструктуру и т. п. Государство берет на себя часть этих расходов. Министр отметил необходимость иных методов поддержки бизнеса помимо точечного подхода. «Самое главное – это создание необходимой, правильной бизнес-среды», – подметил министр. По этому поводу, по его словам, к сентябрю этого года будет готов «мега закон», который будет содержать в себе изменения в рамках Doing business, изменения контрольно-надзорной, лицензионно-разрешительной системы в Казахстане. Благодаря этому закону, по мнению г-на Сулейменова, в следующем году в стране кардинально улучшатся бизнес-условия.
«Помимо стандартных средств мы хотим рассмотреть те условия, которые устанавливают бизнесу субъекты естественной монополии, квазигосударственного сектора. До сих пор мы фокусировались в основном на административных барьерах, сейчас мы будем обращать внимание на деятельность региональных органов управления, субъектов естественных монополий и квазигосударственного сектора», – считает министр нацэкономики.
Он также напомнил, что государство достаточно активно инвестировало в экономику на фоне экономического спада. По словам чиновника, это помогло экономике удержаться на плаву и показать положительный результат. «Очевидно, что это не будет продолжаться все время, необходимо искать новые источники роста, в планах министерства национальной экономики – создание единого экспортного агентства, готовится экспортная стратегия, которая предусматривает как административную, так и финансовую поддержку экспорта. В итоге министерство надеется, что на смену государственным инвестициям придет наращивание экспортных поставок, как в рамках ЕЭС, так и на новых рынках. Перспективными в этой точке направлениями являются Иран, Индия и Израиль», – отметил министр.
В структуре ВВП страны 58% занимает сектор услуг. Тимур Сулейменов поделился с планами наращивания экспорта услуг в Казахстане: «Мы хотим сосредоточиться на рынке услуг. Большие деньги были инвестированы в образование, медицину, у нас есть огромное количество современнейших медицинских объектов, соответственно экспортный потенциал медицинских услуг в регионе не раскрыт. Мы рассматриваем его как одного из драйверов экономического роста». Также министр рассказал о потенциале предоставления образовательных услуг для иностранных граждан. «Экспорт образовательных услуг – это то, в чем мы можем быть конкурентоспособны в центральноазиатском регионе», – отметил Тимур Сулейменов.
По словам министра нацэкономики, РК импортирует услуги на $8 млрд, немалую долю в котором занимают – консалтинговые. Поэтому в планах министерства использовать услуги казахстанских компаний, при условии, что они будут отвечать требованиям высокого качества.
Тимур Сулейменов также рассказал о грядущих новшествах в налоговом законодательстве. Изменения в основном будут касаться налогообложения недропользователей, в частности, налоги будут зависеть от финансового результата. А вот бонус коммерческого обнаружения будет отменен. По словам министра, 2017 год не будет легким, тем не менее, министерство национальной экономики ожидает рост экономики не менее 2%.
Глобальные угрозы
Спикерами панельной дискуссии саммита CFO Summit Kazakhstan-2017 выступили: председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова, министр экономики РК Тимур Сулейменов, председатель наблюдательного совета ТОО SB Capital Анвар Сайденов, председатель совета директоров АО VISOR Holding Айдан Карибжанов, СЕО Analytical Center for Economic Policy Рахим Ошакбаев и председатель правления АО СК «Сентрас Иншуранс» Руслан Погорелов. Модератором панельной дискуссии выступил известный политолог Досым Сатпаев.
Спикеры обсудили внешние глобальные возможности и угрозы, влияющие на экономику Казахстана. По мнению Руслана Погорелова, если в экономике нашей страны ничего не изменится, отечественные компании не смогут конкурировать с мировыми. С другой стороны у РК есть временной лаг, который можно использовать.
Рахим Ошакбаев назвал происходящее сегодня в экономике «созидательным разрушением». В современном мире постоянно генерируются инновации. Ключевым драйвером нашего роста, по словам эксперта, должен стать человеческий капитал. «Нам необходимо адаптироваться к современным темпам, стимулировать свободу творчества», – считает спикер.
Айдан Карибжанов отметил региональную стабильность во внешнеэкономических отношениях. Проблемы, по словам эксперта, кроются внутри страны. В этой связи, по его мнению, самым главным вопросом является транзит власти и неопределенность, связанная с этим, которая, в свою очередь, выступает тормозящим фактором вливания иностранных инвестиций в страну.
Также актуальной темой дискуссии стала банковская система Казахстана, а именно решение вопроса проблемных кредитов БВУ. «У меня создалось впечатление, что бытует мнение «все зло от банков», с чем я в корне не согласна. Банки – это отражение того, что происходит у нас в экономике, отражение регулирования. Затирая старые ошибки новыми проблему не решить», – отметила Умут Шаяхметова. По мнению председателя правления Народного банка, в Казахстане каждый олигарх считает, что он может быть банкиром, тогда как если бы каждый лично отвечал за свои решения и действия, той ситуации, что сейчас возникла в банковском секторе, вообще не было бы.
По словам Айдана Карибжанова, проблема токсичных кредитов, которые были созданы банками-зомби, продолжается уже десять лет с 2007 года. «С одной стороны, наша болезнь в том, что государству приходится нести это бремя, выделять деньги из Нацфонда, в другой стороны не перезагрузив эту вещь двигаться дальше нельзя, потому что рядом с непохороненным трупом жить нельзя, это опасно для жизни», – отметил спикер.
Рахим Ошакбаев резюмировал, что статистика Нацбанка и международных рейтинговых агентств, к примеру Moody’s, по проблемным кредитам банков сильно разрознена. По данным агентства, уровень NPL значительно выше данных в официальной статистике.
Фото: eurasiancommission.org