В целях борьбы со скупкой краденного имущества Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел предлагают регламентировать отдельным законодательным актом деятельность ломбардов. По информации ведомств, сегодня казахстанские ломбарды превратились в легализованные структуры по скупке краденных вещей.
Лицензирование ломбардов с 2006 года отменено, и сейчас открыть его не составляет никакого труда, нет нормативного акта о ломбардной деятельности. Все это, считают правоохранительные органы, криминализирует данную сферу. Генеральный прокурор Жакип Асанов и вовсе назвал ломбарды легализованной структурой по скупке краденного имущества. По его данным, за последние два года выявлено свыше 700 фактов реализации в ломбардах краденного имущества.
«Ломбарды у нас сегодня превратились в легализованные структуры по скупке краденного. Никаких требований — законодательных, нормативных — по отношению к их деятельности нет. Мы просим одного: чтобы каждый, кто сдает в ломбард что-то ценное, указывал свою фамилию, чтобы сотрудники ломбарда провели фото- и видеофиксацию лица, которое сдало эти вещи. Это никак не мешает свободе предпринимательской деятельности. Такие инициативы мы будем вносить в правительство. Надеемся, что там нас поддержат», — сказал генпрокурор на заседании координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Данные Генеральной прокуратуры подтверждаются и Министерством внутренних дел. Так, по словам директора департамента государственного языка и информации МВД Алмаса Садубаева, в стране из года в год растет количество фактов сдачи в ломбарды похищенного имущества. Если, к примеру, в 2006 году было установлено 82 факта, то в прошлом году — около 500. Причем это только сведения по раскрытым уголовным делам.
«В настоящее время деятельность ломбардов не лицензируется и не контролируется ни одним из государственных органов. В стране отсутствует какая-либо ассоциация ломбардов. В зарубежных странах законами детально регламентируется деятельность ломбардов, в том числе обязанности по предоставлению в полицию информации о сделках, видеосъемки лиц, сдающих в залог ценные вещи без дальнейшего выкупа», — сказал Алмас Садубаев.
Однако на сегодняшний день предложения силовиков не нашли поддержки у Министерства национальной экономики и Национального банка.
Экономист Турсунбек Омурзаков считает, что у ломбардов нет никакого интереса работать с краденным имуществом, так как для них важны авторитет и собственный бизнес.
«Никто из них не хочет прославиться в качестве скупщика краденного. У них серьезные обороты, им доверяют миллионы простых людей, они никогда не судятся со своими заемщиками. При этом выдача кредита и прием в залог вещей и их возврат осуществляются по одному документу — удостоверениям личности граждан, достигших совершеннолетия», — отметил эксперт.
По его словам, ломбарды сами совершенно не защищены от обмана и мошенничества. А прием в залог краденного имущества наносит прямой урон ломбардам, так как оно изымается полицией.
«Все серьезные системообразующие ломбарды заинтересованы работать с полицией по краденным товарам… Надо полиции и ломбардам работать вместе, как, например, в США. Во многих штатах действует закон, по которому граждане обязаны ставить отпечаток большого пальца на залоговом билете или отпечаток пальца сканируется в компьютере. Эти документы раз в неделю ломбарды сами отвозят в полицию. В этом случае, если человек сдает в ломбард краденое имущество, он уже не сможет отказаться от своего залогового билета. Ведь в отличие от подписи, когда у человека есть возможность заявить о подделке, отпечаток пальца становится неоспоримым документом в руках полиции», — сказал он «Къ».
По его мнению, данный вопрос нужно регулировать по примеру США. «Надо либо разработать отдельный проект закона, или принять поставноление правительства, на основе чего все ломбарды скидывали бы раз в неделю информацию о своих клиентах и товарах в структуры МВД. Это было бы хорошо, и это было бы правильно. Никакой регулятор в этом плане им не нужен», — сказал эксперт.
Политолог Султанбек Султангалиев отметил необходимость регулирования данной сферы государством.
«Данная сфера должна регулироваться государством и для пополнения бюджета, и для того, чтобы воспрепятствовать схемам отмывания капитала. Контроль над деятельностью ломбардов лучше всего было бы передать Национальному банку или же Комитету госдоходов. Все-таки это поступления в государственный бюджет. В этом плане проект закона актуален, в том числе в условиях явного дефицита бюджета, связанного с падением цен на углеводороды. Более того, считаю, что необходимо ввести прогрессивный налог, дабы заполнить бреши в государственной казне», — сказал «Къ».