Накануне празднования Дня Великой Победы МВФ посоветовал Казахстану извлечь уроки из огромных трат на оздоровление банковской системы. Впрочем, с точки зрения экспертов «Къ», дело даже не в том, сколько государство потратило на оздоровление одного сектора, а в том, как эти средства распределяются.
Выступая с презентацией МВФ «Перспективы развития региональной экономики», директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Джихад Азур прокомментировал изменения в банковской системе Казахстана. По его словам, наблюдающаяся сегодня капитализация и слияния банков действительно верный шаг, поскольку главная цель в любой банковской системе – это банки, которые имеют достаточный капитал, эффективное управление и надежную бизнес-модель. «И эти качества гораздо важнее, чем количество банков. Потому что для роста экономики нужна устойчивая банковская система. А устойчивость обеспечивается качеством… Мы приветствуем слияния, закрытия и увеличение капитализации банков Казахстана. Но, к сожалению, затраты государства на эти операции были весьма значительны. Нужно извлечь уроки из этой ситуации, усилить надзор над банками, чтобы этого не повторилось… Если вы хотите роста, вы должны кредитовать. Нужно модернизировать банковское дело и быстро решать вопросы необслуживаемых кредитов», — пояснил Джихад Азур в комментариях казахстанским СМИ.
В свою очередь главный финансовый аналитик компании «АНАЛИТИКА Онлайн Казахстан» Евгений Чекай в комментариях нашему изданию заметил, что в период кризиса большое количество сделок осуществлялось только при непосредственном участии и поддержке со стороны государства. «В последние годы процесс концентрации банковского капитала активизировался, что связано как с необходимостью увеличения уровня капитализации банковской системы, так и с потенциальными выгодами по увеличению доходности банковского бизнеса за счет сокращения издержек, роста рыночного влияния, диверсификации услуг и рынков, снижения колебаний доходов и экономии из-за эффекта масштаба и объема сделки. И дело не в том, сколько Казахстан тратит на оздоровление банковской системы, а в том как эти средства распределяет. К сожалению, не все средства доходят до первоначальной цели и зависают в различных ценных бумагах, либо на счетах без должного распределения. Для страны это большой шаг и для того, чтобы этот шаг был успешен, нужно помочь банкам второго уровня материально», — считает г-н Чекай.
В целом, по мнению г-на Азура, прогноз МВФ для Казахстана достаточно позитивный. «Если в Казахстане будут четко соблюдать тот план для банковского сектора, который нам представили, то ситуация изменится к лучшему», — уточнил эксперт. А пока, по его словам, положительным моментом является постепенное сокращение инфляционного давления, которое поможет смягчить денежно-кредитную политику государства. Как отмечает г-н Азур, Нацбанк РК успешно управляет режимом гибкого обменного курса и политика финрегулятора позволила усилить контроль над использованием денежных инструментов.
С точки зрения экспертов «Къ», чтобы система стала прозрачной, нужно искоренять коррупцию в банковском секторе, проверять участников рынка более тщательно и не создавать новые возможности для ее возникновения. «Сейчас потребители боятся быть клиентами банков из-за нестабильности сектора. Но в целом сейчас банки берут курс на клиентоориентированность. Ведь доверие клиентов — это самый ценный актив, который можно заработать лишь временем и хорошим предложением. Для объединения двух или нескольких банков важны не только точный расчет, своевременные решения и оперативные действия, но и благоприятная конъюнктура рынка. Слияние крупнейших банков – это практика, используемая во многих странах, и она проверена временем. Конечно, имеются определенные минусы, но в целом при правильном подходе сервис для клиентов должен быть намного выше. Чего не хватает Казахстану, так это развития фондового рынка. Именно через фондовый рынок многие компании смогут привлечь нужный капитал для развития бизнеса, при этом они смогут погасить задолженности перед БВУ, что приведет к стабилизации банковского сектора. По-моему мнению, банковский сектор должен развиваться наравне с фондовым рынком», — объясняет г-н Чекай.
Несколько иной точки зрения придерживается ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, по мнению которого в казахстанской банковской сфере намечается возможный переход от кризиса последних лет к стабилизации. «Внешние условия для углубления кризиса сейчас ослабевают, но есть накопленное опасное наследство неплатежеспособности, плохих кредитов, низкой капитализации, убытков и прочего. И если общие причины для этого действуют слабее, то появляется возможность выправить положение. Для этого нужно использовать все меры. В таких условиях не выглядят чрезмерными государственные ассигнования из Фонда проблемных активов в 2 трлн тенге для докапитализации, закрытия дыр системообразующих банков. Иначе под ударом окажется весь банковский сектор, а следовательно, и вся экономика РК. И второй, параллельный, связанный и необходимый процесс – консолидация капитала, слияние и укрупнение банков. Он тоже призван санировать проблемные банки, но имеет и более широкие задачи. В большом кредитном учреждении выше возможности для масштабных операций, диверсификации вложений и пассивов, относительно меньше издержки, шире потенциал устойчивости», — говорит Марк Гойхман.
По мнению экспертов, такие процессы в последнее время типичны для мировой практики. «Приличная активность сделок слияний и поглощений приходится на кризисный период 2008 года. Поглощение проблемных банков более эффективными конкурентами при поддержке государства имело большое значение в России в период кризиса, так как позволило избежать паники среди населения, связанной с банкротством довольно крупных кредитных организаций. Но рыночная эффективность подобных сделок является весьма сомнительной в связи с плохим качеством активов санируемых банков и непрозрачностью операций большинства банков.
«Купить готовый банк с сильными позициями на рынке банковского ритейла, с развитой филиальной сетью и прозрачной структурой собственности и операций было выгоднее, чем создавать его с нуля и тратить время на завоевание доли рынка», — рассказал Евгений Чекай. По его словам, примером реализации данной стратегии может служить приобретение Райффайзенбанком одного из российских банков — ИМПЭКСБАНКА. Австрийский Raiffeisen International Bank купил ИМПЭКСБАНК за $500 млн. Это приобретение увеличило присутствие Райффайзенбанка в регионах благодаря обширной сети ИМПЭКСБАНКА, что позволит Райффайзенбанку полностью сфокусироваться на привлечении новых частных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса по всей стране. «Очевидным преимуществом для иностранных банков были высокие темпы роста спроса на банковские услуги со стороны населения, слабость и низкая капитализация отечественных кредитных организаций по сравнению с иностранными», — резюмирует эксперт.
В свою очередь Марк Гойхман привел в пример ситуацию с объединением Bank of America с Merrill Lynch, а в России — ВТБ 24 и Банка Москвы. А анализируя ситуацию на казахстанском банковском рынке, он отметил: «Стоит принять во внимание и вызовы глобализации рынков, повышения внешней конкуренции, которым в Казахстане нужно противопоставить именно крупные финансовые объединения. На более практическом уровне это проявляется в том, что надо не допустить банкротства системообразующего Казкомммерцбанка, которое может вызвать крушение целой системы банков Казахстана. И помимо докапитализации усилить ККБ может его объединение с более устойчивым Халык Банком. Оба этих действия дополняют друг друга, усиливают результат, одно без другого может стать неэффективным. Образуется слияние ресурсов, базы клиентов, опыта двух структур, поддерживаемое госсубсидиями».
В заключение оба эксперта подчеркнули, что, несмотря на явно положительные и перспективные моменты от слияния БВУ, нужны меры по предотвращению возобновления вложений в рискованные активы, кредиты. Иначе кризис будет воспроизводиться и далее.