Недавно на одном из российских сайтов была очень негативная публикация о том, что аудиторы Казкоммерцбанка (Deloitte) не безвозмездно закрывали глаза громадные дыры в финансовой отчетности банка. Прежде всего это касается кредита, выданного Казкомом БТА банку.
То, что этот аудитор недобросовестно выполнял свою работу в Казкоме подтвердил сам Нацбанк. Так, регулятор в начале апреля этого года выставил предписание ККБ. В документе, ссылаясь на результаты проверки, которая проводилась в банке с ноября 2015 года по февраль 2016 год, регулятор поручил руководству в срок до 10 апреля 2017 года предоставить план мероприятий для решения вопросов, связанных с достаточностью провизий кредитного портфеля. При этом сумма дополнительных провизий (по состоянию на 1 октября 2015 года) была оценена в 908 млрд тенге, из которых 783 млрд тенге относятся к кредиту БТА банка.
Напомню, что сумма требуемых провизий (убытков) на то время в два раза превышала размер капитала Казкома. То есть, уже тогда у банка был негативный капитал. Таким образом, на конец 2015 года регулятор знал о финансовых дырах и фактическом банкротстве банка, а аудиторы почему-то о них ничего «не ведали». В отчётности за 2015 год ККБ показал очень неплохой положительный капитал. Аудиторы были согласны с этим и дали безусловно положительное мнение.
После того как уже правительство признало проблему и выделило 2,1 трлн тенге на решение проблем с ККБ-БТА, стало очень интересно, каким будет аудиторское заключение по отчетности банка за 2016 год. Недавно Казкоммерцбанк опубликовал свою аудированную отчётность за 2016 год.
Заключение аудитора снова сильно удивило. В нем опять дается положительное мнение, однако теперь уже с оговоркой, и эта оговорка имеет стоимость в несколько миллиардов долларов! То есть, аудитор фактически говорит, что у банка положительный капитал за исключением громаднейших провизий, которые он (в отличии от Нацбанка) так и не смог оценить.
Насколько я понимаю, в соответствии с международными стандартами по аудиту, в случае с Казкомом аудитор должен был дать отрицательное мнение, либо отказаться от выражения мнения совсем, поскольку масштаб недоначисленных провизий по проблемным кредитам (подтвержденный Нацбанком и правительством) настолько большой, что это ставит под сомнение существование банка без государственной помощи.
В связи с этим возникает вполне очевидный вопрос. Почему аудитор дал такое мягкое заключение по Казкому, когда уже в декабре 2016 в банке разразился кризис? Однако самый главный вопрос заключается в том, что проблемы ККБ-БТА тянутся из прошлого и они были хорошо известны всем экспертам. Так почему же аудитор не уделил должного внимания этим проблемам в прошлые года?
К сожалению, это не единственный пример, когда международные аудиторы из большой «четверки» идут на поводу своих влиятельных и богатых клиентов. Недавно, я приводил похожий пример по финансовой отчётности НК «Казмунайгаз» за 2016 год.
Анализ аудированной отчётности НК КМГ показал, что, прикрываясь очень хорошей прибылью своих дочерних, совместных, и ассоциированных компаний, головной офис государственного нефтяного холдинга в 2016 году потратил невероятно большие деньги себе в убыток на какие-то непонятные цели.
По НК КМГ возникает большой вопрос к её внешним аудиторам — Ernst & Young. Согласно международным стандартам бухучета, компания в своей отчётности должна раскрывать по крайней мере сущность своих очень крупных доходов и расходов. Так почему-же громадный убыток на прочих операциях (около 2 млрд долларов), не связанных с основной деятельностью НК КМГ, никак не прокомментирован в отчетности компании? При этом сегментная отчётность холдинга построена таким образом, чтобы максимально запутать происхождение таких больших потерь.
Как в случае с ККБ-БТА, так и в случае НК КМГ речь идет о потере миллиардов долларов, которые напрямую или косвенно недосчитал наш бюджет. Если бы международные аудиторы добросовестно выполняли свою работу, то эти громадные деньги в большинстве своем можно было сберечь, своевременно решая возникающие проблемы.
Интересно, что сейчас разразился большой скандал, когда стало известно о том, что ЕНПФ может потерять 250 миллионов долларов из-за сомнительных инвестиций в Международный банк Азербайджана. При этом, создается впечатление, что потеря миллиардов долларов налогоплательщиков в ККБ-БТА, НК КМГ, ФНБ «Самрук-Казына» никого особо не волнует.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.