«Охотник с Уолл-Стрит»: тонкости перевода
Совсем недавно прогремел покоривший сердца зрителя жесткий и циничный «Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе с Леонардо Дикаприо в главной роли. И вот спустя немногим более трех лет на экраны вышел «Охотник с Уолл-Стрит» режиссера-дебютанта Марка Уильямса, где роль финансового монстра сыграл Джерард Батлер («Призрак оперы», «300 спартанцев»).
Дэн Дженсен (Джерард Батлер) – охотник за головами. Жесткий и беспринципный. Работающий по 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как водится, Дэн успешно шагает по карьерной лестнице и от управления рекрутинговой компанией, в которой он работает, его отделяет всего один шаг. Чтобы занять место босса – владелец компании, еще более жесткий и беспринципный Эд Блэкридж (Уиллем Дефо) решил, наконец, отдалиться от дел – Дэну надо победить в трехмесячном соцсоревновании команду Линн Вогель (Элисон Бри). Разумеется, он с головой окунается в борьбу.
Правда, это не устраивает его семью. Ведь муж и отец не только регулярно задерживается на работе, но и – о ужас! – не пришел на празднование Хэллоуина, а на День благодарения его отвлек от семейной трапезы деловой телефонный разговор. И доводы о том, что для того, чтобы у этой самой семьи был дом, в доме стол, а на столе индейка в День благодарения уже не действуют…
В разгар борьбы мистер Дженсен узнает, что у его старшего сына нашли лейкемию. И теперь ему придется выбирать между карьерой и, возможно, последними минутами у постели больного ребенка…
Начну, пожалуй, с того, что в мировом прокате фильм называется «Family man» (к слову, в Канаде картина вышла под названием «The Headhunter's Calling»). И это более честное название. А «Охотник с Уолл-Стрит» — это нюансы перевода, а точнее – маркетинговые тонкости. На самом деле действие картины происходит не в Нью-Йорке, а в Чикаго. Посему, Уолл-Стрит тут совсем не причем. Однако такое название действительно звучит в разы привлекательнее, чем какой-то «Семьянин». А заодно и настраивает на определенные ожидания.
И надо сказать, первые полчаса их абсолютно оправдывают. В первых же кадрах харизматичный герой Джерарда Батлера за пару минут выведывает у секретарши, так сказать, объекта охоты все необходимые ему секреты. А потом, красиво пользуясь добытой информацией, загоняет «дичь». Попутно проводя мастер-класс молодому поколению. Причем, делает это легко, с азартом и блеском в глазах.
И ты уже настраиваешься на интересный бизнес-триллер, но тут завязка и знакомство с героями заканчивается. И финансовый триллер плавно трансформируется в драму. Причем самую, что ни на есть слезовыжимательную. Для достижения нужного эффекта Марк Уильямс достает из шляпы самые избитые – простите, проверенные – штампы. Это бледный лысый после химиотерапии мальчик, который знает, что сегодня-завтра может умереть, но не ноет по этому поводу, а мужественно наслаждается каждой минутой, попутно успокаивая растерянных родителей. Чего стоят сцены, где он рассказывает о том, как гордиться собственным отцом, или стоит, раскинув руки в солнечных лучах, или прижимается щекой к камням, привезенным из разрушенных башен-близнецов…
И вот вроде снято это все хорошо. И сцены трогательные до слез. Но… Знаете, если бы это был фильм ужасов, я бы назвала эти моменты «бу-эффектами», которые пугают здесь и сейчас, но не более. А осознавший абсолютную ошибочность прежних приоритетов мистер Дженсен теряет всю свою харизму и становится просто скучным. Как и сам фильм.
Впрочем, к счастью, время от времени на экране появляется Уиллем Дефо («Английский пациент», «Отель «Гранд Будапешт»», «Джон Уик», «Авиатор»), герой которого — принципиальный холостяк, ценитель европейской культуры, рафинированный эстет, зажигающий с бразильскими красотками — разбавляет получившийся ванильный сиропчик здоровым цинизмом.
Резюмируя все вышесказанное, назвать режиссерский дебют Марка Уильямса неудавшимся, пожалуй, нельзя. Впрочем, и удачным его не назовешь тоже. Фильм не вызывает желания уйти с середины, но и запоминающимся его не назовешь.