Новости

Институт адвокатуры в ожидании реформ

В стране сложился дефицит адвокатских услуг, в среднем 3900 казахстанцев приходится на одного адвоката в Казахстане

В настоящее время адвокатура представлена Республиканской коллегией адвокатов и 16 территориальными коллегиями. Общая численность адвокатского корпуса составляет порядка 4 тыс. человек. Однако сегодня для Казахстана актуален вопрос нехватки адвокатов. Их текущая численность недостаточна для полноценного доступа граждан к юридической помощи.

«Хронический дефицит адвокатов»

Так охарактеризовал ситуацию заместитель председателя мажилиса Владимир Божко. Причины нехватки адвокатов заключаются, по его мнению, в лицензировании адвокатской деятельности и в требовании закона об обязательном вступлении в членство коллегии адвокатов и прохождение стажировки до трех месяцев.

Между тем, по данным Министерства юстиции, в среднем в Казахстане на одного адвоката приходится порядка 3900 граждан. Этот же показатель, к примеру, в Италии — 260 человек, а в Германии и Англии — 500 и 900 граждан соответственно. Проблема нехватки адвокатов поднимается также Верховным судом. На одного судью приходится меньше двух адвокатов. В Европе этот показатель составляет в среднем от 3 до 5.

По сути, в стране сложился дефицит адвокатских услуг. Граждане, которые нуждаются в таких услугах, не могут их получить либо получают их по завышенной стоимости.

Министр юстиции также считает, что такая ситуация сложилась из-за действующей сегодня процедуры входа в профессию.

«Для того чтобы стать адвокатом, необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в коллегии адвокатов от шести месяцев до года, пройти процедуру аттестации и вступить в члены коллегии адвокатов. Стажировка является платной, ее стоимость составляет от 140 до 280 тыс. тенге в год. Для вступления в коллегию сумма первоначального взноса в зависимости от региона составляет от 700 до 800 тыс. тенге. Таким образом, кандидату для получения статуса адвоката необходимо пройти несколько сложных процедур и оплатить в среднем около 1 млн тенге», — сообщил министр юстиции Марат Бекетаев в ходе правительственного часа в мажилисе.

На нехватку адвокатов на местах, особенно в сельской местности, низкое качество предоставления помощи адвокатами, неисполнение ими профессиональных обязанностей указал и мажилисмен Нурлан Абдиров.

«К сожалению, количество жалоб от физических и юридических лиц на адвокатов не уменьшается. В 2016 году на 75% увеличилось количество жалоб на их действия и на 67% — обоснованность. Такие жалобы рассматриваются коллегией адвокатов. В большинстве случаев адвокаты ограничиваются лишь обсуждением и не несут ответственности, не возмещают ущерб, нанесенный в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей», — сказал он.

Для упрощения доступа к профессии

Министерством юстиции совместно с Республиканской коллегией адвокатов прорабатываются вопросы уменьшения первоначального взноса для вступления в Коллегию адвокатов РК до 100 МРП (226 900 тенге) и стоимости стажировки до 5 МРП (11 345 тенге) в месяц. Эти меры должны привести к росту числа адвокатов, поскольку сумма затрат сократится более чем в два раза.

«Рост численности адвокатского корпуса усилит конкуренцию внутри него и повлечет за собой уменьшение суммы гонораров за оказание помощи. В дополнение к этому конкуренция мотивирует адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Соответственно, должно повыситься качество юридической помощи и ее доступность населению», — уверен глава Минюста.

Реформированию планируется подвергнуть также статус и порядок образования адвокатской конторы. В частности, Минюст планирует наделить конторы возможностью иметь на праве собственности имущество. Кроме того, предусматривается возможность наделения одного из адвокатов полномочием заключать от имени адвокатской конторы и ее адвокатов договоры с доверителями.

Была отмечена необходимость внедрения системы Probono для развития института адвокатуры в Казахстане. Для этого требуется обязать адвокатов оказывать юридическую помощь гражданам определенное количество часов в год без бюджетного возмещения. При этом адвокат должен будет ежеквартально представлять в коллегию отчет об оказании данной помощи.

«Probono затрагивает сферу оказания бесплатной юридической помощи социально уязвимым слоям населения. Система является одним из важных критериев при выборе клиентом юриста. Качественная работа в рамках системы Probono повышает доверие к юристу и является для него весомым признаком успешности», — пояснил г-н Бекетаев.

Отвечая на критику депутатов, председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел отметил готовность отказаться от вступительных взносов при условии предоставления государством готовых помещений адвокатам.

«Вступительные взносы – это целевые взносы для того, чтобы мы могли расширять свою инфраструктуру. Мы не получаем от государства ни копейки для того, чтобы в отдаленных районах приобрести помещения, где мы оказываем правовую помощь сельским гражданам. На протяжении четырех лет, как в закон ввели норму о целевом взносе, мы в большинстве сельских районах уже приобрели помещения. Какие госучреждения строятся? Посмотрите на здание Генеральной прокуратуры, Верховного суда. А что, адвокат должен на улице принимать граждан? Я согласен, есть вопросы. Не для всех эти вступительные взносы подъемны. Но для молодежи мы сделали отсрочку, а тех, кто хочет практиковать в сельской местности, мы освобождаем от вступительных взносов. И если государство нам предоставит помещения, мы готовы отказаться от вступительных взносов», — пояснил он позицию РКА.

Всех под одну гребенку…

Адвокатское сообщество также призывает урегулировать деятельность частнопрактикующих юристов. Их поддерживают депутаты.

«В Европе все юристы, юридические компании зарегистрированы, проходят аттестацию. У нас же такую четкую цифру мы имеем только по адвокатам. Минюст не знает, сколько юристов, юридических компаний сегодня оказывает юридические услуги. Их в разы больше, чем адвокатов. Почему эта сфера сегодня остается без внимания Минюста? Почему эта сфера не регулируется? Как министерство собирается решать эту архиважную проблему?» – задался вопросами депутат Абдраим Бакытжан.

По его мнению, чем самодостаточнее и успешнее будет институт адвокатуры, тем лучше будут защищаться права казахстанцев.

С ним солидарна депутат Загипа Балиева. Ее позиция: нужно повышать состязательность института адвокатуры в любом судопроизводстве, а также расширять функции адвокатуры.

Об этом говорил и вице-спикер мажилиса Владимир Божко. «На сегодня, как свидетельствуют наши адвокаты, они в ходе досудебного рассмотрения и тем более в суде при защите подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего имеют разные права. Полагаю необходимым путем введения нормы обязательного приобщения к материалам досудебного расследования и судебного рассмотрения ходатайств и иных материалов адвокатов, опровергающих или ставящих под сомнение доводы обвинения, следователя и свидетелей, в ходе досудебного расследования повысить уровень состязательности в суде», — отметил он.