Новости

В Казахстане предлагают снизить пенсионный возраст людям, работающим на опасных предприятиях

Пенсионный возраст сотрудников горно-металлургического комплекса в Казахстане – 63 года, а в России – 54 года, из-за этого многие люди уезжают в другие страны

В Казахстане предлагают снизить пенсионный возраст людям, работающим на опасных и вредных предприятиях. Эта инициатива обоснована оттоком высококвалифицированных кадров из Казахстана в страны ближнего и дальнего зарубежья, которые предлагают более привлекательные социальные гарантии.

Генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Парамжит Калон предложил Правительству РК пересмотреть пенсионный возраст людей, работающих на вредных и опасных производствах. По его словам, это поможет остановить отток кадров из Казахстана в ближнее зарубежье. При этом спикер отметил, недостаток работников – это не какая-то потенциальная проблема, а уже существующая.

«Осознавая необходимость принятия мер по удержанию квалифицированной рабочей силы на территории Казахстана, «АрселорМиттал Темиртау» выступает с инициативой по внесению изменений в Закон «О пенсионном обеспечении в РК». Мы должны стремиться к тому, что любой, отработавший в опасных условиях, на вредных производствах работник, должен иметь возможность выйти на пенсию после получения стажа не менее 25 лет. Если кто-то начинает работать в 20 лет, то 45 лет уже может стать пенсионным возрастом, особенно на угольных разработках подземного характера», – заявил Парамжит Калон.

«Проблема – это отток высококвалифицированных работников в страны ближнего и дальнего зарубежья, которые предлагают более привлекательные социальные гарантии. Многие люди уезжают в другие страны, потому что они чувствуют, что там условия работы лучше, нежели здесь. Например, пенсионный возраст сотрудников горно-металлургического комплекса в Казахстане – 63 года, а в России – 54 года. Они просто уезжают в Россию, потому что чувствуют, что могут выйти на пенсию даже в 45 лет, а потом работать дальше на другой работе или повысить свое образование», – добавил спикер.

В свою очередь, проректор по академической работе Казахского национального исследовательского технического университета им. К. И. Сатпаева Ринат Искаков объяснил недостаток качественных кадров в ГМК тремя факторами. Это отсутствие тесной связи между отечественной наукой и производством, недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также недостаточный приток молодых кадров.

«Решение мы видим в следующем. Во-первых, нужно привести классификатор специальностей по направлению «технические науки и технологии» в соответствие с государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Во-вторых, требуется оптимизация сети ВУЗов по подготовке кадров для ГМК. Третье – это повышение эффективности языковой подготовки будущих инженеров. И четвертое – это создание на базе предприятий кафедр для дуального обучения», – заявил Ринат Искаков.

Руководитель управления горно-металлургической промышленности Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Жанат Игисинов рассказал о принимаемых государством мерах по подготовке высококвалифицированных кадров. «Закон РК «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности», о котором было сказано в 64 шаге, уже действует и внедрен. Для реализации конкретных производственных проектов парк инновационных технологий будет привлекать местные и зарубежные высокотехнологичные компании».

По словам спикера, в рамках ГПИИР 11 ведущих ВУЗов страны заключили сделки с 78 зарубежными университетами, утверждены 24 инновационно-образовательные программы, для обеспечения перехода с 2017 года к бесплатному профессионально-техническому образованию по проекту Всемирного банка «Модернизация ТиПО» 6 колледжей получили гранты на сумму 425 млн тенге; для подготовки квалифицированных кадров в 10 ведущих колледжах холдингом «Кәсіпқор» совместно с зарубежными партнерами на основе модульного подхода разработано 45 новых образовательных программ, разработан Стратегический план развития базовых колледжей на 2016–2019 годы, предусматривающий ключевые направления развития технического и профессионального образования, разработаны 45 образовательных программ, которые будут внедрены во всех базовых колледжах и другие.

«Но, как показывает практика, а также по мнениям представителей бизнес-сообщества и других представителей общественности – уровень подготовки кадров для ГПИИР пока еще остается намного ниже, чем мировые показатели. Рассмотрим задачу «повсеместная цифровизация экономики» для создания новой модели экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны, отмеченную Президентом в его Послании. По мнениям представителей крупного бизнеса, ведущих ученых-педагогов страны, эта цель будет достижима при наличии IT-специалистов, необходимо разработать различные программные продукты, способные конкурировать с мировым лидерам в этой отрасли. Например, таковым является разработчик антивирусной программы, такие специалисты являются сильнейшими во всем мире. К сожалению, выпускники отечественных ВУЗов по профильной специальности достигают максимум уровня продвинутого пользователя, разработчиков различных приложений локального пользования и системных администраторов, но не разработчиков программ всемирного спроса», – добавил Жанат Игисинов.

По словам сопредседателя консультативного совета при горно-металлургическом институте им. О. Байконурова Касыма Елемесова, в ходе обучения инженеров представители компаний ГМК уже просматривают студентов для последующего трудоустройства. «Проблема заключается в том, что сейчас цена предприятий за проведение производственной практики везде разная. Иногда эта сумма достигает 100 тыс. тенге за одного студента, а кого-то приглашают на безвозмездной основе. Также предприятия зачастую не предоставляют жилья обучающимся, что делает данную практику еще дороже».

«Что касается трудоустройства, то кого-то направляет в предприятия ВУЗ, а кого-то приглашают сами компании. Но здесь тоже есть ряд сложностей. Это отсутствие реальной информации по количеству вакантных мест. При этом присутствует большое количество источников данной информации, где она не всегда правдива. Помимо этого в открытом доступе нигде нет квалификационных требований к потенциальным работникам», – заявил Касым Елемесов.

Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец считает, что для привлечения большего количества заинтересованных работой в отрасли ГМК нужно уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, а также увеличить выплаты инженерам. «Надо дать обществу сигнал, что быть шахтёром, металлургом – это хорошо. Чтобы жёны говорили мужьям идти в шахтёры, там нормальные условия. Где вы это услышите? Все говорят, иди, устройся юристом, брокером».