Положение дел в области частного капитала стабилизируется, но давление на выручку и прибыль еще не исчезло. Перед управляющими частным капиталом стоит множество задач, которые им необходимо решить в том случае, если они планируют обогнать конкурентов и добиться устойчивого роста выручки и прибыли. При этом внедрение цифровых технологий будет иметь решающее значение для повышения эффективности и достижения успеха.
Об этом говорится в очередном, 17-м исследовании The Boston Consulting Group Global Wealth 2017: Transforming the Client Experience («Мировое богатство-2017: трансформация опыта клиентов»). Авторы исследования описывают процесс эволюции частного капитала в глобальной и региональной перспективах, рассматривают основные тенденции в отрасли, уделяя особое внимание тому, как игроки рынка могут создавать для клиентов инновационный опыт получения услуг за счет использования цифровых технологий в управлении частным капиталом.
Как отметил старший партнер BCG, руководитель глобального бизнеса компании по управлению частным капиталом и активами, соавтор отчета Брент Бердсли, до сих пор цифровые проекты в отрасли были сосредоточены в основном на предоставлении клиентам базовых функциональных возможностей для управления портфелем и на обеспечении возможности выполнять стандартные торговые и платежные операции. «Что необходимо сделать теперь, так это разработать и реализовать для клиентов переосмысленный и усовершенствованный опыт получения услуг и взаимодействия с банком с использованием цифровых технологий, каналов экспертно-оценочной коммуникации и с управлением отношениями с клиентами (CRM)», — считает эксперт.
Авторы исследования полагают, что к 2021 году общемировой объем наличных и депозитов вырастет на 22%, до $1,1 трлн (в 2016 году соответствующий показатель составил $0,9 трлн). При этом объем капитала, размещенного в акциях, останется на уровне $300 млрд. Инвестиции в облигации вырастут на $100 млрд и составят примерно $400 млрд. По прогнозам авторов отчета, несколько замедлится рост частного капитала. Если в 2011–2015 годах он ежегодно увеличивался примерно на 13,7%, то в 2016–2021 годах темпы роста снизятся ориентировочно до 4,9% в год.
Согласно озвученным в отчете данным, в 2016 году мировое частное финансовое богатство выросло на 5,3% (в 2015 году рост составлял 4,4%) и достигло $166,5 трлн. Рост был вызван ускорением экономического развития и хорошими результатами на рынках акций во многих частях мира. Увеличение продемонстрировали все регионы. Азиатско-Тихоокеанский оказался самым динамично развивающимся, показав рост на уровне 9,5%. На показателях Западной Европы сказался Brexit, в результате чего рост оказался умеренным, на уровне 3,2%. По прогнозам BCG, к концу 2017 года уровень частного богатства в Азиатско-Тихоокеанском регионе превзойдет аналогичный показатель для Западной Европы, а к 2019 году суммарный уровень частного богатства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии превзойдет аналогичный показатель Северной Америки.
Главным источником роста капитала в Восточной Европе останется Россия — и это несмотря на то, что рост частного капитала в стране замедлился до 5% в год. Как полагают аналитики BCG, российский рынок управления частным капиталом имеет высокий потенциал, в особенности его оншорная часть, что связано с ростом прозрачности источников и движения капитала. Вторая ключевая тенденция, говорится в докладе, связана с изменением потребностей самих клиентов, которые все чаще ищут альтернативы классическим банковским продуктам. «На российском рынке выиграет тот, кто создаст удобную платформу для принятия и реализации инвестиционных решений, а также обеспечит возможность диверсифицировать активы с точки зрения риска и географии», — считает партнер и управляющий директор BCG Макс Хаузер.
В прошлом году в России почти остановился рост состояний миллионеров и миллиардеров, при том, что в 2011–2015 годах этот показатель составлял 13,7%. Тем не менее в настоящее время в активе российских миллионеров насчитывается более $900 млрд наличных денег, и при сохранении трендов в ближайшие годы эта сумма превысит порог в $1 трлн.
В мировом масштабе управляющие частным капиталом за последние десять лет столкнулись с резким снижением валовой маржи и рентабельности активов в различных регионах и у разных участников рынка. Хотя некоторые финансовые организации занимались сокращением расходов для уменьшения влияния негативных тенденций, многие из них не произвели пропорционального увеличения инвестиций для адаптации к новой цифровой среде. Но в прошлом году, отметила компания BCG, наступил переломный момент, и большее количество управляющих частным капиталом прибегло к сокращению расходов и использованию других ресурсов для увеличения своих стратегических инвестиций. Они отказываются от краткосрочного курса на поддержание прибыльности в пользу более дальновидного, поддающегося трансформации подхода, предусматривающего создание дигитализированной и вертикально-дезинтегрированной бизнес-модели будущего.
Для того, чтобы обойти конкурентов и обеспечить качественные перемены, управляющие частным капиталом должны уделять больше внимания цифровым технологиям и создавать передовой, эффективный и полный цикл взаимодействия с клиентами, версию 2.0, говорится в отчете BCG. Необходимо сосредоточить внимание на аспектах, имеющих первостепенное значение для клиентов, и координировать все функции и процессы таким образом, чтобы предоставлять нужные услуги в нужное время.
«Для реализации взаимодействия с клиентами версии 2.0 все процессы должны быть разработаны и воплощены таким образом, чтобы обеспечить клиенту опыт высочайшего качества. Использование цифровых технологий в таком взаимодействии играет огромную роль. Оно способствует повышению эффективности и надежности процесса и снижает операционный риск, благодаря чему возникает новый опыт клиента, более интуитивный, интегрированный и индивидуализированный», — считают аналитики BCG.