В Казахстане прошла посевная, в ходе которой раздавались голоса крестьян о нехватке на внутреннем рынке удобрений, несмотря на выделяемые МСХ субсидии. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «Къ» обратился к старшему научному сотруднику лаборатории агрохимии и удобрений «Научно-производственного центра зернового хозяйства им. А. И. Бараева» Якову Наздрачёву с просьбой прокомментировать текущую рыночную ситуацию.
– Г-н Наздрачёв, в конце мая МСХ объявил о том, что в этом году на субсидирование удобрений было выделено 13 млрд тенге и заявлено к дотированию 407 тысяч тонн. Однако на тот момент было закуплено только 200 тысяч тонн для покрытия примерно 14% засеваемых земель. В ведомстве объяснили запоздалость закупа загруженностью заводов и аргументировали необходимость организации складов для хранения удобрений в регионах, чтобы заполнить их продукцией до начала весенне-полевых работ, введя подачу заявок на 2018 год с ноября. Решат ли такие меры недостаток обогащения почвы удобрениями со стороны фермеров в следующем году? Насколько реально вносились азотные и фосфорные удобрения перед посевной в этом году на охватываемой площади?
– По вопросу применения удобрений информация у вас не совсем корректная. Субсидирование минеральных удобрений – вопрос открытый. Сейчас по областям создаются научно-обоснованные нормы применения минеральных удобрений. В МСХ опубликованы нормы применения минеральных удобрений под определенные культуры, в зависимости от области и научной организации, курирующей эту область. Причем, что касается Акмолинской области, то в ТОО «НПЦЗХ им. А. И. Бараева» мы её переделывали неоднократно, по остальным областям ситуация аналогичная.
Поэтому, чтобы получить субсидии необходимо правильно составить заявку. Это проблема для хозяйств, которые не имеют плана на 2018 год, так как если хозяйство имеет пар, то внесение фосфорного удобрения в пар на ротацию севооборота возможно уже в этом году. А при внесении под культуры в 2018 году план необходимо уже составлять. Что касается внесения удобрений, то это вопрос к МСХ, так как подача заявок на субсидии и реальный объем применяемых удобрений проходит через них. Хозяйства, заинтересованные в получении большого и высококачественного урожая, применяли удобрения согласно рекомендациям.
– Большинство казахстанских фермеров не имеют культуры масштабного внесения удобрений. Говорят, поэтому производители нацелены на экспорт, а выделяемые субсидии не всегда доходят до адресата, акиматы их не используют по направлению, дотации часто не осваиваются, или, слышал даже, что они достаются «своим» фермерам, которые потом субсидируемые удобрения продают другим крестьянам. Может быть, тогда и не надо дотировать это направление поддержки растениеводства?
– По поводу перепродажи удобрений – это абсурд. Субсидирование удобрений – это единственная возможность обеспечить высокую продуктивность земледелия в условиях Казахстана. К примеру, обеспечение почвы подвижным фосфором всегда имело стратегическое значение, так как запасы фосфорного сырья на планете Земля ограничены, и месторождения фосфоритного сырья по большей степени выработаны, а круговорот фосфора идет в одном направлении с суши в океан. Поэтому создание избыточного фосфорного фона имеет своё значение и является долгосрочным вкладом в благополучие земледельца.
Что касается применения удобрений, то здесь действительно виноваты в большей степени земледельцы. Удобрения – это элементы питания растений, которые являются важнейшей составляющей процесса фотосинтеза. Почва в некоторой степени может удовлетворить потребности растений, но есть определенный уровень. Для того, чтобы рассчитать примерный урожай любой культуры, надо знать ее потребности, сколько элементов питания и влаги содержится в почве, а также уровень атмосферных осадков. Не все аграрии это знают, вот почему некоторые большие, да и небольшие, хозяйства банкротятся.
В чём проблема? Это не всегда правильные капиталовложения. В растениеводстве средство производства – это почва, вот куда должно быть обращено внимание земледельцев. Поэтому сначала необходимо изучить почву, на которой собираетесь работать или работаете сейчас, её тип, содержание элементов питания, гранулометрический состав. К этому можно добавить, что у земледельцев слабо развито планирование, даже краткосрочное. А у нас как: накупили кучу импортной техники за валюту, соответственно амортизация и ремонт тоже в валюте, тонны пестицидов тоже за валюту, и ставят планку в получении урожая в 20–40 центнеров на гектар. А где вложения в средство производства, то есть в почву? Как можно заниматься производством чего-либо, не вкладывая денег в средство производства?
Техника к урожаю отношения не имеет, можно сеять любой техникой, главное правильно ее отрегулировать и посеять в установленные сроки. Чтобы получить эффективность от пестицидов – нужно знать, как и когда их правильно применять, а большинство этого не знают, есть различные пороги вредоносности, сроки внесения. Поэтому может получиться урожай с себестоимостью выше, чем рыночная цена получаемой продукции. Банкротство происходит не из-за минеральных удобрений, а из-за неправильных капиталовложений. А минеральные удобрения как раз являются теми самыми инвестициями в средство производства и будущее благополучное существование земледельца. Но наши аграрии в большинстве случаев плотно сидят на этой «игле» – технике и пестицидах, и соскочить им с неё так просто не получится.
– У казахстанских производителей удобрений даже нет нормальной дистрибуции в Казахстане, то есть они заточены, в основном, на вывоз, на внутренний рынок мало хотят работать.
– Развивать дилерскую сеть не обязательно, у нас в республике всего два крупных производителя удобрений АО «КазФосфат» и АО «КазАзот», которые всем известны. Удобрения можно заказывать в течение года, так как удобрения можно вносить в почву с весны и до осени, а склады должны иметь сами земледельцы, поскольку по ряду причин не всегда можно успеть внести удобрения, климат-то у нас резко континентальный.
Норма внесения удобрений зависит от ожиданий по урожайности и природно-климатических условий региона. Области Северного Казахстана – это зоны рискованного земледелия, где вероятность засухи составляет около 20%, то есть 1 раз в пять лет. Урожайность в наших условиях зависит в первую очередь от атмосферных осадков, поэтому в разные годы урожайность у нас колеблется от 4,0 ц/га до 40 ц/га, и здесь применение минеральных удобрений имеет большое значение, как для урожая, так и для его качества.
Согласно научным рекомендациям, удобрения необходимо применять с учетом обеспеченности почвы элементами питания и планируемого урожая, поэтому доза удобрения может варьировать от 45 кг/га до 200 кг/га в физическом весе. Но, по мнению МСХ, где разрабатывают научно-обоснованную программу по применению удобрений, должна стоять одна цифра. Поэтому здесь необходимо, чтобы земледельцы различных масштабов подняли вопрос на уровне правительства, так как при принятии данной программы, удобрения, применяемые свыше указанной нормы, они будут покупать за свой счёт. Отечественные производители минеральных удобрений также потеряют часть прибыли от уменьшения продаж, так как здесь будет играть важную роль стоимость 1 кг действующего вещества удобрения.
Увеличивать применение удобрений в Казахстане нужно, но доза должна быть не меньше той, которая отчуждается продукцией и с учётом обеспеченности почвы элементами питания. В условиях Северного Казахстана в первую очередь необходимо уделять внимание фосфорному питанию растений, создавая положительный баланс этого элемента в почве, то есть внесение должно превышать вынос.
– Вы говорите, что дилерскую сеть развивать совсем не обязательно, а МСХ считает, что нужно развивать складирование удобрений вместе с акиматами загодя с ноября, чтобы быть готовыми к посевной весной. Кто тут больше прав?
– Смысла строить складские помещения за бюджетные средства нет, это приведет лишь к удорожанию удобрений, так как их цена и объем не зависит от времени года. Здесь играет основную роль заинтересованность товаропроизводителей, планирование внесения минеральных удобрений зависит от возможностей земледельцев и той технологии, которая принята в хозяйстве. Если в хозяйстве принята нулевая технология обработки почвы no-till, то здесь есть определенные трудности, а если в хозяйстве плоскорезная или минимальная технология, то здесь есть возможность внесения минеральных удобрений в течении сезона – в пар, осенью в зябь, перед посевом.
Поэтому планирование является тем инструментом, который обеспечивает минимизацию затрат с высокой окупаемостью, и прав тут тот, кто хочет получить максимальную прибыль с наименьшими издержками. Но административный аппарат прав, так как для утверждения объема финансирования ему необходим реальный план по внесению удобрений на будущий год, который он мог бы предоставить в казначейство. В нашей стране выделение денег из бюджета происходит по плану, а в сельском хозяйстве северных областей сельскохозяйственный год начинается с сентября.