Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывается новая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», сообщил заместитель председателя Национального Банка Казахстана Олег Смоляков в интервью газете «Казахстанская правда» в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, разъясняет, комментирует».
По словам зампреда новая версия закона не меняет существующие в стране концептуальные принципы либерального валютного режима, но адаптирует законодательство к изменившимся экономическим условиям.
«Действующий в настоящее время Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» принят в июне 2005 года, и его нормы закладывали основу для перехода Казахстана к либеральному валютному режиму и для создания системы мониторинга валютных операций. Этот переход был осуществлен с 1 января 2007 года, когда был полностью отменен разрешительный режим проведения валютных операций и акцент регулирования был сделан на создании системы мониторинга и информационно-аналитической базы по значимым для экономики Казахстана валютным операциям. Именно возможность получения аналитической информации по крупным валютным операциям позволила качественно улучшить статистику платежного баланса и внешнего долга Казахстана, сформировать развернутую аналитическую информацию, соответствующую самим высоким международным стандартам, а также создать базу для развития прогнозных работ», – сказал О. Смоляков.
Он отметил, что новые экономические условия ставят новые задачи перед государственным регулированием. «Адаптация казахстанского валютного законодательства к развитию экономической среды и последним изменениям законодательства требует уточнения или пересмотра практически всех норм действующего закона «О валютном регулировании и валютном контроле» — объем изменений затрагивает более 50% норм действующего валютного законодательства. Поэтому, несмотря на сохранение основных принципов валютного регулирования и связанных с ними информационных требований, потребовалась разработка новой редакции закона», – пояснил зампред
По словам представителя НБ РК срок внесения законопроекта в Парламент Республики Казахстан – декабрь 2017 года.
В новой редакции закона нормы валютного законодательства уточняются для оптимизации информационных инструментов и приведения в соответствие действующим законодательным актам Республики Казахстан и актам Евразийского экономического союза.
По его словам, в информационных инструментах акцент сделан на сбор сведений о валютных операциях на этапе проведения платежа или перевода денег через уполномоченный банк.
«Одной из основных постоянных процедур валютного контроля, которая проводится банком, является проверка обоснованности проведения клиентом перевода денег по валютной операции – именно на этом этапе предполагается сбор информации о проводимых валютных платежах. Это позволит исключить для банков процедуры формирования административных отчетов, в рамках которых банки делали выборку по отдельных категориям платежей и дополняли их данными из валютных досье», – сказал Смоляков.
Он уточнил, что при этом для клиентов это фактически не меняет существующего порядка проведения платежей, а для банков увеличение объема передачи данных Национальному Банку компенсируется сокращением количества форм административной отчетности и, соответственно, ресурсов, вовлеченных в их формирование.
«В закон также внесены нормы, расширяющие возможность проведения операций между резидентами в иностранной валюте, перечень операций, при которых допускается использование экспортной валютной выручки без зачисления ее на счета в казахстанских банках, – продолжил зампред. – Кроме того, в рамках нового закона предполагается оптимизация процедур валютного регулирования. Поэтому ожидается, что принятие нового закона не повлечет увеличение административных расходов участников внешнеэкономической деятельности, связанных с соблюдением требований валютного законодательства, а по мере совершенствования автоматизации обработки данных они будут сокращаться».
«По сути, все концептуальные изменения в новом законе сводятся к пересмотру статуса валютного резидентства для филиалов иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан», – добавил замглавы НБ РК.
Также проектом закона не планируется введение валютных ограничений, в том числе на операции движения капитала. В качестве антикризисной меры сохраняются действующие нормы по введению в чрезвычайных условиях специального валютного режима.
Смоляков сообщил, что законопроектом предусмотрено усиление мониторинга в отношении внешнеторговых договоров и договоров финансового займа, заключенных с нерезидентами. Причем данные договоры обладают признаками сомнительности, не соответствуют обычаям делового оборота, их проведение может быть направлено на вывод капитала из Казахстана.
«Для таких сделок, которые потенциально могут использоваться для целей вывода капитала из страны, предусмотрено, что резидент изначально предоставляет обслуживающему банку разрешение на передачу сведений по ним органам валютного контроля и правоохранительным органам, а также обязательства по регулярному информированию об исполнении обязательств по таким договорам. Ожидается, что внедряемые процедуры раскрытия информации по таким контрактам заведомо исключат возможность использования таких «серых» схем вывода капитала».
Также одним из важнейших изменении в законе станет расширение доступа к биржевым торгам валютой для брокерских (дилерских) организаций.
«Это будет способствовать увеличению ликвидности валютного рынка, повышению эффективности процесса рыночного курсообразования и повышению прозрачности операций на валютном рынке, – сказал зампред. – С учетом предоставления брокерским организациям доступа к торгам иностранной валютой, в перспективе физические и юридические лица – клиенты участников торгов – получат доступ к биржевым сделкам посредством технологий прямого или спонсированного доступа (DMA или SMA). Это имеет хорошие перспективы с учетом заинтересованности населения Казахстана к посредническим услугам альтернативных организаций, предоставляющих возможность прямого клиентского доступа к торгам на международном валютном рынке с маржинальным кредитом».
Как отметил Смоляков, в настоящее время представленные в Казахстане форекс-компании и дилинговые центры присутствуют на рынке без получения лицензий на осуществление деятельности по финансовому посредничеству. Данные компании, по его словам, декларируют свою деятельность как альтернативную площадку для инвестирования, оказывая посреднические услуги на внешних валютных рынках, а также достаточно агрессивно рекламируя предоставляемые ими возможности. «Вследствие работы таких компаний вне регуляторного поля их казахстанские клиенты практически не защищены от банкротства или умышленного неисполнения своих обязательств подобными компаниями. Поэтому четкое обозначение регуляторных рамок в этой сфере снизит риски для инвестиций физических лиц на валютном рынке», – считает заместитель председателя НБРК.