Предстоящие на 15 октября выборы президента Кыргызской Республики определят, кто сильнее в этой стране: большие деньги или административный ресурс.
В Кыргызстане с 15 сентября началась самая горячая пора борьбы за кресло президента страны — агитационная кампания. Как и предполагалось изначально, из 59 претендентов, заявивших о своем желании побороться за пост главного чиновника страны, в итоге право агитировать за себя любимого получили только 13 человек.
Все, как во время предыдущего электорального периода 2011 года, в результате которого президентом Кыргызстана стал Алмазбек Атамбаев. Одни в течение пяти календарных дней после своего выдвижения не смогли сформировать личный избирательный фонд. Другие не сумели продемонстрировать свое безупречное знание кыргызского языка. Третьим оказалось не под силу собрать оригинальные подписи 30 тыс. избирателей, одновременно доказав их подлинность. Наконец, четвертые так и не смогли найти спонсоров, готовых пожертвовать 1 млн кыргызских сомов (4,96 млн тенге. – «Къ») для выплаты обязательного избирательного залога в Центризбирком, который возвращается только в том случае, если их протеже наберет не меньше 5% голосов избирателей.
За кем будет реальная победа
Впрочем, судя по старту агитационной кампании, вызволить из недр ЦИК Кыргызстана отнюдь немаленькие деньги смогут в лучшем случае 3–4 кандидата в президенты из 13 оставшихся «в живых». Еще в конце августа известные кыргызстанские политологи и политические обозреватели ни на йоту не сомневались: в отличие от предыдущих президентских выборов в 2011 году победу на выборах-2017 одержат не личности, а политические силы. В настоящий момент, по мнению политолога из Бишкека Игоря Шестакова, наиболее влиятельными в стране являются только две из них. Это Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) и партия «Республика Ата-Журт». «СДПК и Республика имеют соответствующий опыт успешного участия в парламентских выборах, а также соответствующую партийную инфраструктуру. Поэтому и реальных претендентов всего двое: социал-демократ Сооронбай Жээнбеков и республиканец Омурбек Бабанов», — заметил в своем комментарии «Къ» Игорь Шестаков.
Здесь надо заметить, что и 58-летний Жээнбеков и 47-летний Бабанов еще недавно были премьер-министрами. Первый — с апреля 2016 по август 2017 года, второй — с декабря 2011 по сентябрь 2012 года. Интересно, что среди 13 претендентов на президентский пост есть и еще один экс-премьер — оспаривающий у Жээнбекова авторство «кыргызского экономического чуда» 54-летний Темир Сариев, который был главой правительства Кыргызстана с мая 2015 по апрель 2016 года. По этой причине нынешнюю президентскую гонку в соседней стране уже назвали «битвой премьеров». Вот только в отличие от Жээнбекова и Бабанова у Темира Сариева, считает Игорь Шестаков, шансов стать президентом страны практически нет, хотя он и может набрать больше 5% голосов избирателей. «В последний раз Темир Сариев участвовал в выборах в 2010 году, и возглавляемая им партия «Ак Шумкар» едва зацепилась жогорку кенеше (парламент КР. — «Къ»), оказавшись в первой десятке. За последние семь лет партия Сариева фактически оказалась на политической периферии, имея своих представителей лишь в нескольких сельских кенешах (советах). Этого явно недостаточно для победы. В лучшем случае он получит третье место», — заметил Игорь Шестаков.
Схожей точки зрения по поводу шансов Сариева стать президентом страны придерживается и освещающая политические процессы в своей стране журналист Махинур Ниязова. По ее мнению, несмотря на то, что экономист Темир Сариев является своеобразным долгожителем кыргызстанской политики, занимая ответственные посты со времен еще Советского Союза, есть у него слабое место, которое не позволяет ему в полной мере претендовать на роль президента. «Темир Сариев — представитель севера страны, где у него есть свой электорат. На юге тоже есть, но его явно недостаточно для победы на выборах. Поэтому Сариеву, чтобы остаться в политической элите, придется самому сделать выбор в пользу главных претендентов на президентское кресло Сооронбая Жээнбекова или Омурбека Бабанова», — подчеркнула Махинур Ниязова.
Денежный вопрос
Вероятнее всего, время Темира Сариева, как и десяти других нынешних претендентов, наступит после 15 октября, когда станут известны результаты голосования. Ведь, судя по наблюдаемой ныне в Кыргызстане предвыборной борьбе, основные фавориты президентской гонки Жээнбеков и Бабанов идут, как говорится, ноздря в ноздрю, тратя огромные деньги на агитацию в свою пользу. Лидером по расходам на предвыборную борьбу является один из самых богатых людей Кыргызстана Омурбек Бабанов, состояние которого оценивается в $1,5 млрд. Располагая избирательным фондом размером в 138,2 млн кыргызских сомов (около 687 млн тенге — «Къ»), он, по информации ЦИК Кыргызстана от 19 сентября, на повсеместную установку билбордов и проведение всевозможных агитационных мероприятий уже потратил 124,1 млн сомов, или почти 616 млн тенге.
На втором месте по расходам на борьбу за президентское кресло расположился друг действующего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева Сооронбай Жээнбеков. Из 46,3 млн сомов (чуть более 230 млн тенге) своего избирательного фонда на обеспечение своей победы на выборах он направил 45,6 млн сомов (около 227 млн тенге), сделав упор на размещение рекламно-агитационных баннеров и публикаций в наиболее популярных СМИ Кыргызстана. Кроме того, сообщает, в частности, независимая пресса Кыргызской Республики, к поддержке кандидатуры Жээнбекова подключился административный ресурс, что особенно заметно на юге страны, представителем которого и является друг президента Атамбаева.
Вот здесь и обращает на себя внимание факт более скромного использования денег из своих избирательных фондов со стороны Темира Сариева и известного в Кыргызстане экс-министра по ЧС, экс-депутата жогорку кенеша, лидера партии «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева. Так, если Сариев потратил 25,6 млн сомов (более 127 млн тенге) из имеющихся у него 31,5 млн сомов (почти 156,5 млн тенге), то выходец из Джалал-Абада Торобаев, являющийся одним из основных конкурентов Жээнбекова за голоса избирателей с юга, — только 12,6 млн (67,5 млн тенге) из 47,2 млн сомов (почти 234,5 млн тенге). Соответственно, согласно версиям, получившим распространение главным образом в кыргызском сегменте популярных социальных сетей, подобная экономия связана с их ожиданиями второго тура президентских выборов с целью получения будущих преференций для себя и своих партий в обмен на поддержку одного из фаворитов выборов-2017. И именно тогда и наступит то самое «их время».
Нюансы предвыборной борьбы
Естественно, у интересующихся политикой казахстанских граждан возникает вопрос: кто из фаворитов президентской гонки в Кыргызстане наиболее предпочтителен официальной Астане? Если верить нашим собеседникам из Бишкека, теоретически Астане, как Москве, должно без разницы, кто станет пятым по счету президентом Кыргызской Республики. И Сооронбай Жээнбеков, и Омурбек Бабанов, как, впрочем, и другие кандидаты в президенты, обещают не ссориться с Россией, Казахстаном и Узбекистаном, а также много говорят о необходимости расширения интеграционных связей в рамках ЕАЭС. Тем не менее, нюансы все же есть. Считается, что при Жээнбекове каких-либо серьезных изменений в стране не произойдет. То есть, в целом он продолжит политику, которую на протяжении последних шести лет проводил его друг Алмазбек Атамбаев. Правда, с некоторым но.
Дело в том, что Сооронбай Жээнбеков является представителем очень влиятельного южного клана, члены которого замечены во всех ветвях власти Кыргызской Республики. К примеру, его родной брат 54-летний Асылбек Жээнбеков является далеко не простым депутатом жогорку кенеша: с декабря 2011 по апрель 2016 года он занимал пост спикера главного законодательного органа Кыргызстана. Еще один родной брат Сооронбая 62-летний Жусупбек Шарипов уже много лет является послом Кыргызской Республики в Марокко, Иордании и Бахрейне. Кроме того, его двоюродный брат Жанышбек Жээнбеков играет далеко не последнюю роль в судебных органах города Оша. Соответственно, достаточно мягкому по своему характеру Сооронбаю Жээнбекову, наверняка, придется считаться с мнением своей влиятельной родни. И это еще не все. Есть информация, что Сооронбай Жээнбеков, как и все его родственники, является очень набожным человеком, регулярно посещающим мечеть. Возможно, именно по этой причине кыргызстанский политолог Эльмира Ногойбаева в ходе беседы с автором этих строк во время презентации аналитического исследования «Ислам и государство» в Алматы заметила, что приход к власти Сооронбая Жээнбекова станет первым шагом к созданию «Исламской Республики Кыргызстан».
Благодаря Казахстану
Иной формации политиком является харизматичный Омурбек Бабанов, который отчасти напоминает хорошо известного казахстанцам Булата Абилова. В отличие от своего главного конкурента — не любящего много говорить крепкого хозяйственника Жээнбекова — Бабанов является неплохим оратором, способным зажечь окружающих его людей своими идеями. К тому же, он имеет аккаунты в наиболее популярных социальных сетях, где нередко возникают дискуссии с его непосредственным участием. Неудивительно, что Бабанов весьма популярен у молодежи и городского населения Кыргызстана. Интересно, что, несмотря на то, что сам Бабанов является представителем севера страны, он имеет неплохую поддержку у жителей юга. Связано это с тем, что долларовым миллиардером Омурбек Бабанов во многом стал благодаря своему бизнесу, непосредственно связанному с экспортом хлопка из Ошской и Джалал-Абадской областей. Нередко Бабанова называют и «бензиновым королем Кыргызстана». Считается, что он имеет непосредственное отношение к сети автозаправочных станций Petroleum, которые реализуют топливо из Казахстана и России.
Кстати, Омурбек Бабанов имеет прямое отношение к Казахстану. Дело в том, что свой поход к званию самого богатого человека Кыргызской Республики он начал в Таразе, где почти пять лет был директором одного из ТОО, а несколько позже стал полномочным представителем АО «Шымкентнефтеоргсинтез» в Кыргызстане. Вероятно, эти факты из биографии и позволили Омурбеку Бабанову добиться встречи с Нурсултаном Назарбаевым, которая состоялась 18 сентября. Месяцем ранее Бабанов провел встречи в Москве, где непосредственно общался с руководством администрации президента Российской Федерации.
Сигналы из ближнего зарубежья
По мнению бывшего сотрудника МИД Казахстана Казбека Бейсебаева, один только факт встречи кандидата в президенты Бабанова с Нурсултаном Назарбаевым говорит о том, кого официальная Астана хотела бы видеть на посту главы соседнего государства. «Это такой достаточно ясный сигнал кыргызским избирателям и другим кандидатам, борющимся за президентское кресло в этой стране. Следует также упомянуть и встречу Алмазбека Атамбаева с Владимиром Путиным в Сочи в начале сентября, где также обсуждался вопрос предстоящих выборов в Кыргызстане. Полагаю, что Москва тоже четко дала понять, кого именно она хотела бы видеть в качестве пятого президента Кыргызской Республики», — заметил в своем комментарии «Къ» Казбек Бейсебаев.
Впрочем, далеко не факт, что в Бишкеке прислушаются к мнению Москвы и Астаны. Не исключено, что администрация уходящего президента Алмазбека Атамбаева сделает все возможное и невозможное, чтобы во главе Кыргызской Республики все же стал Сооронбай Жээнбеков. Ведь далеко не просто так Атамбаев во время церемонии завершения модернизации Бишкекской ТЭЦ предложил бояться «не административного ресурса, а финансового» и продолжает при любой представившейся ему возможности говорить о своей особой дружбе с Жээнбековым. Так что, октябрь 2017 года в Кыргызстане в политическом плане обещает быть очень жарким.