Банки и финансы

Аналитики прогнозируют подъем биткоина

Цифровые деньги начинают использоваться как платежное средство в большем количестве сервисов

В последнее время интерес к криптовалютам растет в геометрической прогрессии. Государства, ранее с опаской относившиеся к этому виртуальному явлению, пытаются выстроить «отношения» с коинами в правовом поле. Анализируя ситуацию, эксперты «Къ» предположили, что отметка $3 тыс. – это дно, ниже которого цена за биткоин не пойдет.

Сегодня СМИ буквально пестрят сообщениями о том, как мир реагируют на криптовалютное нашествие. Так, украинские издания сообщили, что в конце сентября в Киеве впервые купили квартиру за криптовалюту. Сделка прошла на платформе Propy. Она состоялась спустя месяц после активных дискуссий о том, законна ли криптовалюта и стоит ли государству выдавать лицензию на майнинг.

А вот платформа онлайн-банкинга Wirex подписала соглашение о партнерстве с компанией Dash Core, целью которого является интеграция криптовалюты Dash в платежные карты WIrex. Благодаря этому пользователи смогут расплачиваться криптовалютой Dash более чем в 40 млн магазинов, работающих с системой Visa, и обналичивать ее в 210 странах по всему миру.

Между тем японская группа компаний в области финансовых услуг планирует выпустить собственную криптовалюту, которая будет использоваться для совершения обычных и P2P-платежей. Предполагается, что цифровая валюта позволит потребителям совершать мгновенные платежи в магазинах и может также использоваться для совершения одноранговых транзакций (P2P).

В свою очередь правительство Дубая объявило о запуске в обращение собственной криптовалюты под названием emCash, которой можно оплачивать разного рода государственные и негосударственные услуги. Первая государственная криптовалюта получила название emCash и будет использоваться в кошельке emPay, запускаемом Emcredit с целью поддержки бесконтактных платежей. Расплачиваться новым токеном можно будет со смартфонов, поставщики будут получать платежи в режиме онлайн без посредников. Власти Дубая уверены, что официальная криптовалюта полностью изменит бизнес и весь образ жизни в эмирате.

Криптовалюта Monaco, создатели которой пообещали инвесторам обеспечить ее привязку к картам платежной системы Visa, резко выросла с момента ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов), в какой-то момент повышение ее курса достигало 695%. После ICO авторы проекта выпустили пресс-релиз, в котором описывались преимущества криптовалютной карты Visa. Однако, как сообщает агентство Bloomberg, ни на тот момент, ни сейчас какого-либо соглашения между Monaco и Visa не существует.

Есть те, кто против

Интерес к цифровым деньгам очевиден. Однако новинка в мире финансов нашла и своих противников. Так, еще в июле Центробанк Таиланда запретил хождение Bitcoin на территории страны. Финансовый регулятор Сиама пришел к выводу, что обращение криптовалюты нарушает законы о контроле над перемещением капитала.

В мае Агентство внутренней безопасности США запретило американцам пользоваться услугами крупнейшей в мире биткоин-биржи, принадлежащей японской компании Mt Gox. Аналитики предположили, что правительство Штатов намерено вначале приручить биткоины, но пока не может к ним подступиться, поскольку в системе нет управляющего и эмиссионного центра, а сами транзакции очень сложно отследить с практической точки зрения.

В сентябре Китай обвалил курс биткоина почти на $2 тыс., и все это всего лишь за две недели. Еще 1 сентября биткоин стоил $5 тыс., а затем стал резко снижаться. Кстати, на момент публикации номера стоимость биткоина составляла $4810,4. Сначала Народный банк Поднебесной запретил ICO, а в конце прошлого месяца биржи предупредили о прекращении торгов криптовалютами. Владельцы биткоинов моментально начали переводить чаты из контролируемого WeChat в нелегальный Telegram.

Тем временем в Зимбабве

Анализируя ситуацию с криптовалютами, главный аналитик компании «Казахстанский финансовый центр» Алиби Нурбаев недоумевает: «А кто от них отказывается? Пока только Китай установил запрет на ICO и торговлю биткоинами. По мнению Центробанка Китая, краудфандинговая модель ICO считается опасной, поскольку она может использоваться для мошеннических операций и создания финансовых пирамид. Глава ЕЦБ Марио Драги отмечает, что у Центробанка ЕС нет полномочий запрещать и регулировать биткоин и другие криптовалюты. Глава МВФ Кристин Лагард сообщила, что биткоин и другие криптовалюты не несут в себе угрозы. Алексей Кудрин поддерживает инициативу легализации блокчейна. Да и компания Evolve Funds подала заявку на открытие первого в Канаде биржевого фонда ETF, который будет привязан к цене биткоина. А тем временем в Зимбабве биткоин на местной криптовалютной бирже уже достиг отметки $7200».

Как отмечает эксперт, африканская страна страдает от серьезных экономических трудностей, национальная валюта практически бесполезна, правительство уже приостановило платежи по кредитным картам и ввело ограничения на отток и приток капиталов. Эти события привели граждан к поиску альтернативных способов взаиморасчета, и тут биткоин подошел как нельзя лучше – никаких регуляторов, все прозрачно, криптозащита.

«Я думаю, резкий обвал стоимости биткоина до $3 тыс. – это был идеальный шанс купить дешево с прицелом на $5 тыс. и даже выше, а также стать счастливым обладателем криптовалюты по такой низкой цене в свете всех событий. Что касается остальных коинов, то они ориентированы на основного гиганта (биткоин). Сам биткоин – это показатель стабильности, как индекс DOW (Dow Jones Industrial Average), то есть остальные коины следуют тренду биткоина», – анализирует Алиби Нурбаев.

Он также напомнил, что глава гонконгской майнинг-фирмы заявил о желании создать 25 октября новую валюту на основе биткоина – Bitcoin Gold. Цель проекта – значительно упростить добычу монет и сделать ее доступной для всех желающих. «Трудно спрогнозировать, как поведут себя котировки и будет ли вообще хардфорк, однако мы знаем, как в прошлый раз вел себя биткоин во время хардфорка 1 августа и каких максимумов он достиг. Если хайп вокруг Bitcoin Gold будет таким же, как и Bitcoin Cash, то нас ожидает достаточно волатильное движение. В целом полагаю, что отметка $3 тыс. – это дно, ниже которого цена не пойдет», – считает эксперт.

Извечный принцип: разделяй и властвуй

Почему же одни страны мира отказываются от криптовалют, запрещают их на законодательном уровне, другие, напротив, стремятся легализовать их и обеспечить чем-то более существенным? С точки зрения экспертов «Къ», тому есть ряд причин. «Во-первых, большинство государств в мире узаконивают свою валюту как единственную валюту обмена внутри страны. Во-вторых, не следует забывать о рисках финансирования преступности и терроризма. Благодаря высоким технологиям блокчейна криптовалюту практически невозможно отследить. В-третьих, бизнесу легко уйти в тень, то есть многие финансовые операции могут проводиться в тени налоговых органов», – отмечает главный финансовый эксперт компании «АНАЛИТИКА Онлайн Казахстан» Михаил Цой.

В то же время, по мнению эксперта, коины по сути являются все теми же финансовыми инструментами наравне с простыми валютами или фондовыми инструментами. По этой причине перечисленные им «негативные факторы будут отрицательно сказываться на их цене, они будут подвержены своим кризисам». «Но тотального разрушения всей системы все же не произойдет, так как они окончательно укрепились на мировом финансовом рынке. Но думаю, рано или поздно все страны мира будут придумывать законопроекты и способы регулирования коинов, вопрос только во времени», – считает Михаил Цой.

В свою очередь руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia Сергей Полыгалов отмечает, что сегодня существует, и вполне успешно, исторический аналог криптовалюты – доллар США, который эмитируется ФРС – коммерческой структурой – и точно так же, по сути, ничем не обеспечен. «Начнем с того, что закона о запрете криптовалюты не принято ни в одной стране. Другое дело, что государства пытаются ввести «отношения» с криптовалютами в правовое поле, как, например, это сделали в Китае, где с 1 октября 2017 года введены в действие «Общие принципы гражданского права КНР», в которых среди прочего введены нормы для регулирования криптовалют, которые получили статус виртуальной собственности. Другие государства также разрабатывают законопроекты, которые смогут регулировать использование криптовалют. Здесь преследуется несколько целей. Первая – исключение возможности использовать криптовалюты для противоправных, криминальных действий. Это основная причина недоверия к виртуальным деньгам. Второе – это моя точка зрения – центральные банки готовятся к тому, чтобы начать использовать криптовалюты как альтернативные платежные средства и начинают скупать криптовалюты для пополнения собственных резервов, чтобы в будущем на фоне готового законодательства начать их обращение и регулирование. Конечно, сейчас это может выглядеть фантастично, но, скорее всего, в ближайшем будущем криптовалюты попадут под владение мировых ЦБ», – отмечает эксперт.

Что касается зашкаливающей волатильности криптовалют, то, по мнению Сергея Полыгалова, этому есть простое объяснение – ограниченное предложение и высокий спрос.

«Предложение ограничено количеством фактически сгенерированных «монет», а спрос резко меняется в зависимости от фундаментальных факторов – информационного потока, который то посылает негативные сигналы, то вновь возвращает веру в криптовалюты. На самом деле при всем том, что пока остается непонятным будущее криптовалют, они начинают использоваться как платежное средство во все большем количестве сервисов», – говорит эксперт. При этом, исходя из его теории, можно предположить, что негативная информация подается специально для того, чтобы, во-первых, снизить стоимость коинов для более выгодной скупки по низким ценам, а во-вторых, чтобы частники продавали криптовалюту. В результате, по мнению эксперта, это постепенно может привести к тому, что основная масса «монет» окажется во владении центробанков. «Для того чтобы глобально обрушить стоимость криптовалют, нужно ввести полный запрет на их хождение и использование. В противном случае сильная волатильность будет присутствовать, но любой откат цены будет создавать очередное, еще большее повышение спроса, что будет приводить к новым ценовым вершинам», – резюмирует Сергей Полыгалов.