По данным министерства сельского хозяйства, на 1 октября текущего года в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года во всех категориях хозяйств наблюдается рост поголовья.
Так, поголовье лошадей выросло на 7,7% и составило 2 445,3 тыс. голов, крупного рогатого скота на 4% и составило 7 104,4 тыс. голов, верблюдов на 7,8% и составило 195,3 тыс. голов, овец на 0,7% и составило 18,3 млн голов, птицы на 7,9% и составило 41,9 млн голов, свиней на 2% и составило 955,5 тыс. голов.
Производство мяса в убойном весе составило 688,3 тыс. тонн, что на 5,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство коровьего молока увеличилось на 2,8% и составило 4 409,4 тыс. тонн, производство куриных яиц увеличилось на 4,8% и составило 3 774,8 млн. штук.
Что касается субсидий, то, по словам и.о. директора департамента животноводства Азамата Сагинбаева, на текущий год по республике в местных бюджетах предусмотрено 58,8 млрд тенге, в том числе на племенное животноводство — 32,5 млрд тенге и на повышение продуктивности — 26,3 млрд тенге. Из них в настоящее время освоено 35,7 млрд тенге (или 60%).
При этом он отметил, что на сегодня наблюдается неосвоение средств в овцеводстве и птицеводстве из-за сбоя программы «Идентификация сельскохозяйственных животных». В этой связи в МСХ в настоящее время рассматривается вопрос внесения изменений и дополнений в Правила субсидирования, с тем, чтобы продлить срок приема заявок с 1 октября на более поздний срок для того, чтобы фермеры успели подать заявки и получить свои субсидии.
Однако в ходе расширенного заседания фракции «Народные коммунисты» в Парламенте на тему «Кооперирование подворий – путь к росту производства продукции» была озвучена прямо противоположная статистика.
«Поголовье скота в индивидуальном секторе в 2016 году у нас было не выше, чем в 1993 году. Годы идут, время уходит, а мы стоим на месте», — сказал руководитель фракции «Народные коммунисты», депутат мажилиса Владислав Косарев.
О некорректности озвученных минсельхозом данных говорят и в «Мясном союзе Казахстана».
«Поголовье не растет. Это «дутая» статистика. Не увеличивается, соответственно, и производство мяса. Это все на бумаге. Это все нужно перепроверять… Коров считают по биркам, бирки на этой неделе будут только раздавать. С января месяца не могли тендер разыграть. До октября месяца, то есть 10 месяцев, коровы безучетные ходили (!)», — сообщил «Къ» председатель правления ОИПЮЛ «Мясной союз Казахстана» Максут Бактибаев.
По его словам, в стране нет предпосылок для увеличения поголовья скота.
«…Рост поголовья не успевает за ростом потребления. Поэтому такие цены. Для того, чтобы мясо стало дешевле нужно увеличить его производство на 30% больше, чем сейчас. Для этого нужно на 30% больше коров. А как это сделать? Привести этих коров и раздать фермерам. По моим подсчетам, нужно завести 500 тысяч голов скота в ближайшие 5 лет (это 10% от текущего поголовья) и тогда мы сформируем основу для стабильного роста поголовья», — сказал собеседник «Къ».
Между тем, такое расхождение данных депутат мажилиса Айкын Конуров называет «играми со статистикой», что не есть хорошо, так как они приводят к искажению восприятия нашим правительством всех данных.
«Самым стратегически неправильным решением, на мой взгляд, является решение отдавать статистку министерству национальной экономики. МНЭ отвечает за рост экономики и, соответственно, своему комитету может давать команду, и они будут рисовать эти проценты. Статистика должна быть абсолютно независимой, может, даже как отдельный госорган», — сказал он «Къ».
Интересную мысль в ходе всей этой дискуссии высказал первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов.
«Мы посчитали, что одна условная голова должна потреблять не менее 9 кормовых единиц в сутки. Сегодня наш скот получает в личном подворье 2,9 единиц в сутки, то есть в три раза меньше, а в организованных хозяйствах – 5,2. То есть наш скот голодает. О каком молоке, мясе, приплоде можно говорить? В первую очередь мы должны обратить внимание на то, что в себестоимости молока и мяса до 70% — это корма. Если мы не удешевим корма, ни о каком дешевом мясе, молоке говорить не стоит», — сказал он в ходе расширенного заседания фракции «Народные коммунисты» в Парламенте на тему «Кооперирование подворий – путь к росту производства продукции».
Между тем, по мнению руководителя департамента животноводства МСХ Ермека Абуова, не последнюю роль в процессе удорожания мяса для конечных потребителей играют посредники.
"Товаропроизводители производят говядину, и их реализационная цена составляет 1 200-1 350 тенге за кг. Но в то же время в супермаркетах и торговых точках цены достигают более 2 000 тенге. Здесь свою «лепту» вносят посредники", — сообщил он в минувшую неделю в ходе брифинга в МСХ.
Мажилисмен Айкын Конуров считает, что корень проблемы кроется в том, что «у нас никак не регулируется торговля», и «величину надценки у нас никто не контролирует».
«В принципе, предприниматель может сверху накрутить 200, 300 и даже 500%, и никто с него не спросит за это. Потому что он находится в рознице. Борьбой с перекупщиками конкретно никто не занимается. Потому что это тоже не запрещенный вид деятельности на сегодня. Но их можно не тарифными, довольно законными методами с этого рынка «выдавить», а путем создания торгово-распределительных центров, как планирует МСХ», — сказал он «Къ».
Но в этом случае сохраняется риск реализации фермерами сельхозпродукции по «серым» схемам, чтобы избежать оплаты налогов.
«Многие фермеры, я думаю, будут двигаться по «серым» схемам, потому что они им выгодны. Они могут часть своего урожая продавать по этой схеме и не платить налоги. В этом плане нужно сначала бороться с теневой экономикой в секторе сельского хозяйства. Потому что на сегодня, по моим подсчетам, размер теневой экономики в сельском хозяйстве достиг 40-50%. В этом плане интересен путь стимулирования МСХ к объединению личных подсобных хозяйств в сельхозкооперативы. Я думаю, это правильный путь», — резюмировал собеседник издания.