ЖССБ: В ближайшие 3 года установится справедливая цена на недвижимость внутри страны
Казахстанский рынок недвижимости не ждет увядания. В тенговом эквиваленте цены на квартиры остановились, и это позволяет предположить, что в течение 3 ближайших лет установится справедливая цена на недвижимость внутри страны, считают в АО «Жилстройсбербанк».
«Рынок недвижимости не ждет процесс увядания. Он будет достаточно хорошим, потому что, если посмотреть на демографическую ситуацию, ровно через 5 лет на рынок придут дети, которые будут экономически активным населением. Сейчас на рынке была так называемая «демографическая яма» начала 90-х. Если мы посмотрим на обеспеченность населения жильем в квадратных метрах на одного человека, то 13 лет назад этот показатель был 18 квадратных метров на одного человека. Сейчас он достиг показателя в 21 квадратных метров и несколько лет стоит на месте, потому что объем того, что мы строим и делим это на количество людей, то оно и становится одинаково. Ежегодно рождается в Казахстане 400 тысяч детей, прирост населения колеблется на уровне 300 тысяч человек с учетом коэффициента смертности и так далее. Но это средняя температура по больнице – здесь есть и чей-то коттедж в 800 квадратных метров на троих и комната в 18 метров на пятерых», — отметила председатель правления АО «Жилстройсбербанк» Ляззат Ибрагимова во время фасилитированной сессии ЖССБ на тему «Идеология потребления vs Культура сбережений».
По ее мнению, наиболее важный показатель – количество введенных в эксплуатацию новых квартир.
«Количество квартир, введенных в эксплуатацию, — более существенный показатель, потому что в объеме ввода жилья половина – ИЖС. Это достаточно странный показатель, потому что, когда каждому региону нужно показать, что нет падения, то есть случаи, когда в сельской местности бани и постройки превращают в ИЖС. Более показательно количество квартир, введенных в эксплуатацию в многоквартирных домах – тут уже ничего не придумаешь: квартира либо есть, либо ее нет. В 2005 году было 44 тыс. новых квартир, в 2006 — 55 тыс. новых квартир, затем было почти десятилетие стабильности — от 54 до 59 тыс. квартир в год. В последние три года мы видим достаточно бурный рост в 2014 году – 69 тыс., в 2015 – 79 тыс. и в 2016 году абсолютный рекорд – 89 тыс. квартир. По итогам 2017 года скорее всего будем на уровне прошлого года, достаточно хороший уровень: за 8 месяцев построена 61 тыс. квартир», — пояснила председатель правления банка.
При этом, в теньговом эквиваленте цены на квартиры остановились, и это позволяет предположить, что в течение 3 ближайших лет установится справедливая цена на недвижимость внутри страны.
«Кроме того, мы видим интересную тенденцию – наши цены наконец-то остановились в теньговом эквиваленте, и, я думаю, что сейчас в течение 3 ближайших лет наступит период, когда спрос и цена уже без спекулятивных причин найдут друг друга, пересекутся и установится справедливая цена на недвижимость внутри страны. Наш прогноз: роста цен на недвижимость не будет, будет стагнация и связано это еще и с тем, что на самом деле не происходит роста дохода населения. Как бы мы не говорили о новых квартирах, для них нужны люди, которые будут их брать. Здесь очень важно предложить инструменты, которые позволят людям от культуры потребления перейти к идеологии сбережения и на том рынке, на котором есть справедливая, равновесная цена купить себе именно в этот момент квартиру», — считает она.
Но у казахстанцев пока нет привычки копить деньги.
«Умом мы все понимаем, что нужно сберегать. Мы все говорим, что с понедельника начнем худеть, учить английский язык и копить. Решения, которые люди принимают, в основном, они основываются на эмоциях. Тот маректинг, который сейчас есть — он достаточно агрессивный и затягивает нас в идеологию потребления. В один момент и прямо сейчас и потребительская сущность в нашем обществе очень высока и огромна. Есть соответствующие цифры и, если посмотрите на то, как выдаются кредиты в Казахстане, то увидите, что идет рост потребительских кредитов. При этом основная часть из них выдается на приобретение бытовой техники и автомобилей, хотя большинство в курсе, что смартфоны теряют около 75% в течение года, бытовая техника имеет только 20% остаточной стоимости после 4 лет эксплуатации, автомобили теряют около 70% в течение 10 лет, а то и меньше», — отмечает она.
Фото: Олег СПИВАК