НПП «Атамекен» сведет фининструменты господдержки бизнеса в единое окно
Национальная палата предпринимателей "Атамекен" начала работу по созданию единой платформы государственных инструментов финансовой поддержки бизнеса, сообщила исполняющий обязанности директора ТОО "Центр мониторинга и экспертизы рынка" (ЦМЭР) Айымгуль Абилева.
Исполняющая обязанности дочерней компании нацпалаты в ходе конференции "Совершенствование регулирования предпринимательской деятельности: дерегулирование бизнеса" 27 октября напомнила, что НПП с 2016 года запустила проект "Atameken Services". С помощью которого были автоматизированы 76 услуг нефинансовой поддержки по восьми основным направлениям: в первую очередь, это консультационные услуги предпринимателям, когда в регионах в центрах обслуживания предпринимателей находятся около 600 менеджеров-консультантов, которые оказывают налоговые, юридические и бухгалтерские услуги для бизнеса.
"Мы на этом не остановились и заложили такую идею для помощи развитию бизнеса: существует более 20 институтов развития, которые оказывают поддержку развития бизнеса, такие, как "Даму", "НАТР", "Казагро", — продолжила Айымгуль Абилева. — И проведя анализ, мы поняли, что только 4% предпринимателей знают о существовании мер государственной поддержки, о финансовых инструментах — субсидиях, грантах и кредитовании малого и среднего бизнеса. Данная информация сейчас разрозненна, то есть предпринимателю, чтобы получить фининструмент, необходимо обратиться в разные инстанции, на сайтах не всегда бывает актуальная информация. И в нацпалате возникла идея — агрегировать все эти инструменты и вывести их в едином окне", — добавила она.
При этом, по ее словам, инициаторы данного процесса понимали, что "автоматизация процессов такими, какие они есть — это автоматизация хаоса". В связи с этим был инициирован процесс реинжиниринга бизнес-процессов по мерам господдержки, основанный на анализе и оптимизации каждого инструмента.
"Мы встречались с услугополучателями, с теми реальными людьми, которые сталкивались с этими проблемами, — пояснила глава ЦМЭР. — Есть живые примеры, когда субсидии получают от 6 до 9 месяцев, когда по регламенту это составляет 48 дней. Что мы сделали? На прошлой неделе на межведомственную комиссию, которую возглавляет Аскар Жумагалиев (вице-премьер Казахстана — прим. Къ), мы вынесли пять инструментов, администратором которых является министерство экономики. И на данной комиссии наши подходы одобрены", — подчеркнула она.
Иллюстрируя суть этой работы, Айымгуль Абилева привела пример услуги по грантам, на которую сейчас по регламенту отводится 48 дней.
"Мы ее сократили до одного дня, также сократили количество необходимых документов на входе для услугополучателя: их было 30, сократили до пяти, — заявила она. — Также мы привели все в декларативный вид и формализовали все процедуры. Сейчас даже рассчитали экономическую эффективность каждого финансового инструмента, и для услугополучателей экономический эффект составил 70 миллиардов тенге", — добавила она.
По ее словам, под получением экономического эффекта подразумевались сокращение транспортных затрат после выведения услуги в единое окно ("сейчас фермеру необходимо для получения финуслуги выезжать с отдаленного населенного пункта в районный центр"), а также восстановление упущенной предпринимателями выгоды.
"То есть сейчас за счет того, что мы сократили срок оказания этой услуги, мы рассчитали, насколько больше он успеет заработать за счет разницы во времени, — уточнила представительница НПП. — Это та работа, которую мы уже проделали, в этом году у нас стоит задача оптимизировать 28 финансовых инструментов: первыми вышли инструменты министерства национальной экономики, также это инструменты субсидий, которые предоставляет министерство сельского хозяйства. Следующим этапом пойдут два министерства — по инвестициям и развитию и образования и науки", — заключила она.