Инвестиции

В Актюбинской области появился газовый картель?

При акимате области сформировалась группа лояльных ГСО, заинтересованных в том, чтобы вытеснить с этого рынка «не своих»

На прошлой неделе в Актобе прошел Межрегиональный форум «Проблемы теневого оборота нефти и газа». На мероприятии в основном шла речь о хищениях углеводородов, организованных посредством подключения к трубопроводам. Между тем, в газовой сфере есть и другие стороны. В частности, обеспечения населения так называемым «социальным» сжиженным нефтяным газом (СНГ). Если в других регионах обстановка в «секторе газа» более-менее стабильная, то в Актюбинской области все непросто.

Открывая форум, аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев отметил, что теневой оборот нефти и газа – актуальная проблема как для самой области, так и для Казахстана в целом: «Это является вопросом национальной безопасности и стабильности. Последствия теневого оборота нефти и газа известны всем – существенные потери доходов бюджета, отток денежных средств из страны, снижение благосостояния населения, ухудшение инвестиционного климата. Все это вкупе ставит под угрозу выполнение государственных и правительственных программ».

Между тем в апреле 2017 года в СМИ сообщалось о том, что некоторые газосетевые организации (ГСО), работающие в Актюбинской области, социальный газ пытались продать в Афганистан, чем вызвали дефицит в регионе.

Поскольку в области в тот период работало четыре ГСО, приостановка деятельности двух из них могла способствовать и перебоям с поставками СНГ на АГЗС весной летом этого года. Но ситуация имеет свои нюансы. Несмотря на следственные действия в отношении незаконных экспортеров, при акимате области сформировалась группа лояльных ГСО, заинтересованных в том, чтобы вытеснить с этого рынка «не своих». Они диктуют предельные цены на СНГ, не позволяя их снижать для потребителя. Собственно, это как раз ситуация, о которой говорил аким Сапарбаев – ухудшение инвестклимата и снижение благосостояния населения.

По словам представителя ТОО «Центргаз», газосетевой организации, работающей в двух областях Казахстана, Дмитрия Болдырева, в настоящее время с апреля 2017 года функцию по распределению газа взяла на себя так называемая Ассоциация поставщиков сжиженного газа по Актюбинской области в лице руководителя Алтынай Мухановой, объясняя это тем, что она представляет интересы всех АГЗС области. Этот же вопрос сейчас курируется управлением предпринимательства акимата, которое возглавляет Майя Биленова. Кроме того, заместитель акима области Кайрат Бекенов также курирует эти вопросы.

Как работает система

Социальный газ – это газ, который выделяется по социальным ценам на определенные области. Экспортный газ стоит $200-300 за тонну, а социальный газ на заводе выделяется по 38 500 тенге с НДС (по данным СМИ установленная Министерством энергетики РК оптовая цена сжиженного нефтяного газа (СНГ) внутри страны составляет 31 360 тенге за тонну с учетом НДС).

В основном на заправках несоциальный газ не реализуется, потому что он дорогой. Его завозят в Акмолинскую область по экспортным ценам, потому что его там не хватает. Так же поступают в Карагандинской области – приобретают его на бирже. На Актюбинскую область выделяется 8200 тонн, и этого объема достаточно для потребителей.

С завода компания получает газ по 38,5 тенге за кг. Маржа с килограмма – примерно 4 тенге от общего объема, общая выручка ГСО составляет около 32 млн тенге.

Саморегулируемая структура при акимате

По словам представителя ТОО «Центргаз», указанная ассоциация вроде как и не существует. Нет ни протоколов, ни решений собраний. Тем не менее, она практически контролирует распределение по СНГ, заставляет завод, в частности, CNPC, распределять газ в пользу конкретных компаний.

Как говорит Юрий Болдырев, проблемы у его компании начались в 2015 году: «Ситуация всегда была нестабильной – то хорошо, то плохо. В 2016 году нас совсем прижали. Но все же ничего страшного – мы обслуживали только заправки наших давних клиентов и никуда не лезли. В тот период в области было четыре газосетевых организации. На две из них – ТОО «АС Газ Логистик» и ТОО GoldSteps – возбудили уголовные дела по поводу экспорта социального газа за рубеж. В результате ТОО «АС Газ Логистик» находится в судебном процессе. Что касается ТОО GoldSteps, то учредители компанию закрыли и открыли новую на базе старой – ТОО «Еламан».

Также есть костанайская компания «Кепіл сапа-А» («КС-А»), на которую тоже в свое время заводилось какое-то уголовное дело. Кроме того, у одной из компаний обнаружено нарушение в газосетевом оборудовании, они сейчас исправляют его. Тем не менее, мы работали на рынке с апреля по август вдвоем – «КС-А» и ТОО «Центргаз». Нам давали примерно 1,5–2% из общего объема 7300–7700 тонн, которые выделялись на область. Больше мы получить не могли. Мы заявляли, что хотим снизить цену на газ, делать его дешевле. Но чем больше мы этого хотели, тем меньше нам давали. Мы ставим цену дешевле – и получаем газа меньше. Ставим дороже – соответственно, получаем больше. В августе нам было выделено 140 тонн (из общего объема 7700 тонн), а в сентябре – только 30 тонн (из общего 8200 тонн). Недавно министерство энергетики выпустило документ, где заводам рекомендуется создать комиссию по распределению газа в области, в которую будут входить ОЮЛИП Казахстанская топливная ассоциация, местное отделение партии «Нур-Отан», НПП «Атамекен», представители акимата, газосетевые организации и заводы. В июле, когда было распределение на август, представители «Атамекена» выступили по поводу того, что мы не местные, и нам тут делать нечего. «Атамекен» и управление предпринимательства акимата сидят в одном здании…»

В своем письме генеральному прокурору РК Жакипу Асанову Юрий Болдырев сообщает: «На общем собрании штаба 23 мая, во главе с представителем акимата Актюбинской области Бименовой М. С. и Мухановой А.И. ими было озвучено, что АГЗС, выразившие желание работать с ТОО «Центргаз», будут лишены объема на 33%, по причине того, что мы не можем осуществить разгрузку ЖД в актюбинской области, наши доводы, что эти 33% могут быть получены у другой компании – «Кепил сапа», ими отклонялись. Чем ввели в заблуждение представителей АГЗС, воспользовавшись своими служебными полномочиями. Это идет вразрез с действующим законодательством РК – именно с уголовным кодексом. Более того – Муханова А. И. и Бименова М. С. открыто выражали мнение что ТСО «Кепілсапа» не будет продавать СНГ АГЗС, работающим с нами. Что противоречит схеме распределения СНГ между АГЗС и законодательству РК. А также не нашло подтверждения при личной встрече с руководителем компании «Кепіл Сапа». Также при личной встрече в офисе ассоциации газовиков 19 мая 2017 года, мы узнали, что график забора газа по ЖД а также распределение между АГЗС, поставки и оплату контролирует лично г-жа Муханова и ее сотрудники. Что прямо наталкивает на мысль о создании монополии, ее заинтересованности в продвижении компании конкурента, распределении объемов между ГСО. Хотелось бы обратить внимание, что у руководителя компании «Кепіл Сапа» имеются свои точки по розничной реализации сжиженного газа, у руководителя ассоциации есть свои точки реализации, у компании «Центргаз» – нет, мы осуществляем свою деятельность, исходя из выделенных нам полномочий в области распределения льготного сжиженного нефтяного газа, не имея дополнительных интересов в этой сфере.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что г-жой Бименовой постоянно скрывается информация о распределениях, служебные бумаги о распределении передаются в коридорах акимата лично на руки руководителю ассоциации, неоднократно мы просили сделать копии для нашей компании, однако нам всегда отказывала госпожа Бименова, иногда в грубой форме, что никак не вяжется с этикетом государственного служащего».

В заключение отметим, что ассоциация и акимат мотивируют ограничения в распределении газа тем, что у ТОО «Центргаз» нет ЖД тупика в Актюбинской области, а также нет офиса. Да и по закону акимат вмешиваться в процесс распределения не должен. Однако в мессенджере WhatsApp создан общий чат, администраторами которого являются, в частности, начальник штаба Майя Бименова, Алтынай Муханова и помощник заместителя акима. И нелояльную компанию, а также тех, кто с ней сотрудничает, не подключают к этому источнику информации.