Новости

Новая военная доктрина США заставит мир по-новому взглянуть на Казахстан

Казахстанские эксперты видят перспективы для РК от новой гонки вооружений

Новая ядерная доктрина США предусматривает модернизацию ядерной триады и открыто называет противников Соединенных Штатов на мировой арене. Эксперты «Къ» не видят угроз Казахстану в ее реализации. По их мнению, ядерная доктрина Америки способна принести даже выгоду Республике Казахстан.

«Обзор ядерной политики» – а именно так называется ядерная доктрина Соединенных Штатов – можно смело назвать образцом пропаганды. Все просто, ясно и строго расставлено по полочкам. Есть четко обозначенные угрозы Америке, что меняют с точки зрения Вашингтона существующие в мире устои. Есть цитаты знаменитостей прошлого и настоящего о необходимости реагирования на вызовы извне. Есть и полный перечень мер, что позволят Штатам и в обозримом будущем оставаться единственной Великой державой за сравнительно небольшие деньги. Наконец, есть слова о готовности к разговору о судьбе мира, желательно по-американски. Но обо всем по порядку.

Плохие страны по-американски

Как водится, во всех документах подобного рода, в «Обзоре ядерной политики США» в первую очередь обозначаются внешние угрозы, реагировать на которые необходимо. Но в отличие от индийских, китайских или российских аналогов в нем нет фраз вроде «некоторые партнеры», «кое-кто из-за рубежа» или «ряд стран»: каждая угроза называется своим именем и имеет своеобразное ранжирование в докладе по степени своей опасности. Основных угроз Соединенным Штатам и их союзникам пять. Это Россия. За ней следует Китай. Далее идет Северная Корея. Не забыт Иран. Последнюю строчку занимают потенциальные «ядерные террористы».

Больше всего внимания в «Обзоре» уделено действиям Российской Федерации, которая упоминается чуть ли не на каждой третьей странице 100-страничного доклада. Помимо обвинений в оккупации Крыма и поддержке деструктивных сил на востоке Украины, в ядерной доктрине США подчеркивается, что после 2010 года Россия создала набор целого ряда разнообразных и современных стратегических систем с двойным потенциалом, способных нести как обычное, так ядерное вооружение. В частности, особое беспокойство у США вызывают наземные ракетные комплексы «Тополь-М» и «Искандер-М», подводный проект «Борей» с комплексом Д-30, а также разработки беспилотной атомной подводной лодки «Статус-6» и перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Соответственно, если верить «доктрине», то наличие их у России, которая нарушает договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года (РСМД), договор об открытом небе 2002 года, президентские ядерные инициативы 1991 года, Будапештский меморандум 1994 года и объявляет о готовности первой нанести ядерный удар, является основной угрозой для США и их союзников.

Несколько меньшие, но вполне серьезные претензии имеются у Соединенных Штатов к Поднебесной. Как указывается в новом «Обзоре ядерной политики» США, Китай не только отклонил постановление Постоянного третейского суда в Гааге по территориальному спору с Японией, Вьетнамом и Филиппинам в Южно-Китайском море и нарушил Конвенцию США по морскому праву, но и поставил под сомнение доминирующее положение Соединенных Штатов в западной части Тихого океана. Кроме того, Америку не устраивает, что Китай в условиях полной непрозрачности модернизации своих ядерных сил разработал новую мобильную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) с разделяющимися боеголовками типа DF-5 и объявил о старте проекта по созданию стратегического ядерного бомбардировщика. Последний факт, отмечается в «Обзоре», с учетом наличия несущих ядерное оружие атомных подводных лодок, позволит КНР стать третьей страной мира, обладающей так называемой «ядерной триадой». И это также беспокоит Соединенные Штаты их союзников в Тихоокеанско-Азиатском регионе, подозревающих Китай в попытке пересмотреть сложившийся в мире статус-кво после 1991 года.

Что касается Северной Кореи и Ирана, то в этом случае наблюдается полное недоверие Соединенных Штатов к правительствам этих стран. Северная Корея обвиняется в незаконном создании баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые способны достичь городов США. Иран подозревается в желании стать обладателем ядерного оружия, наличие которого у Тегерана может дестабилизировать ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке.

От бомб до подводных лодок

Поскольку, как указывалось выше, все названные страны представляют собой угрозу США и их 30 союзным странам, в рамках принятого «Обзора» решено начать масштабную модернизацию всей «ядерной триады» Соединенных Штатов, которая, по уверению авторов документа, за минувшие 40 лет морально устарела и не соответствует требованиям сегодняшнего дня. В частности, предполагается начать программу по замене 18 стратегических атомных подводных лодок типа «Огайо» на 12 новых подводных ракетоносцев класса «Колумбия», на которых будет активно применяться технология «Стелс». При этом первая подлодка класса «Колумбия», имеющая 16 шахт с ракетами системы «Трайдент» должна начать свое патрулирование в 2031 году.

Отправят на «пенсию» и все 450 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования «Минитмен III». По планам «Обзора», к 2027 году их должны заменить МБР нового поколения, которые способны преодолевать постоянно совершенствующуюся противоракетную оборону и Китая, и России.

К 2025 году укрепления ждет и стратегическая авиация США. Предполагается, что к модернизируемым бомбардировщикам B-52 «Стратофортресс» и В-1«Лансер», которые оснастят новейшими крылатыми ракетами дальнего радиуса действия, добавят перспективный стелс-бомбардировщик В-21 «Рейдер».

И это еще далеко не всё. Глубокой модернизации будут подвергнуты ядерные и термоядерные боеголовки. Фактически заново будут переделаны системы раннего предупреждения и оперативного управления ядерными силами США, которые должны быть устойчивыми к неожиданным атакам из киберпространства и космоса. Ожидается оснащение ядерными боезарядами малой мощности многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35 «Молния II», что принадлежат как США, так и их союзникам в странах Европы и Азии. Кроме того, в «Обзоре» отмечается, что Соединенные Штаты обратят особое внимание на добычу и переработку не только урана, но и становящегося стратегически важным лития.

Новая спираль или все в порядке?

В Москве, Пекине, Пхеньяне и Тегеране практически моментально отреагировали на публикацию новой «ядерной доктрины США». Естественно негативно. К примеру, официальный представитель министерства обороны КНР Рен Гоцян заметил: «Мы надеемся, что США откажутся от своего менталитета «холодной войны» и возьмут на себя особую и главную ответственность за ядерное разоружение. США должны правильно понимать стратегическое намерение Китая и объективно рассматривать свою национальную оборону и военное строительство для работы с Китаем, чтобы превратить две армии в стабильные факторы в китайско-американских отношениях, поддержав мир, стабильность и процветание во всем мире».

Куда жестче высказывание министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. В своем аккаунте социальной сети Twitter он заметил, что ядерная доктрина Соединенных Штатов отражает их зависимость от ядерного оружия и нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия, в результате чего человечество приближается к самоуничтожению. «Неудивительно, что Часы Судного дня находятся на самом опасном с 1953 года месте», – отметил Мохаммад Джавад Зариф.

Любопытно, что неоднозначно отреагировали на американский «Обзор ядерной политики» и союзники США. Если власти Японии поддержали новую ядерную доктрину Соединенных Штатов, то в министерстве иностранных дел ФРГ отметили начало спирали новой гонки ядерных вооружений.

Выгода Казахстана

Что касается Казахстана, то, по мнению опрошенных «Къ» экспертов, новая ядерная доктрина США никак не затрагивает интересов нашей страны. «Для Казахстана, как страны с многовекторной политикой каких-то особых неудобств от модернизации американской ядерной триады, конечно, не будет. Возможно даже увеличение экспорта сырья. В частности, казахстанского урана в США. В принципе никто и ничто не угрожает территориальной целостности нашей страны в силу того, что мы представляем, пожалуй, уникальную площадку «взаимозакрученных» интересов западных транснациональных корпораций с интересами России и Китая. То есть все стороны заинтересованы в сохранении статус-кво на территории Казахстана», – поделился своими рассуждениями с «Къ» политолог Султанбек Султангалиев.

Схожей точки зрения придерживается и коллега Султангалиева по профессии – Талгат Калиев. «Не думаю, что новая ядерная доктрина США – это событие из ряда вон выходящее. Вероятность того, что она принята в спешном порядке, как реакция на участившиеся заявления российских политических кругов о готовности к применению ядерного оружия, на мой взгляд, чрезвычайно низкая. Скорее это плановое мероприятие, обусловленное технологическим процессом и теми же технологическими требованиями к обслуживанию и обновлению ядерного арсенала. И если сегодня прогресс позволяет модернизировать арсенал, то нерационально использовать его устаревшую версию. Что касается нашей страны, то учитывая наш добровольный безъядерный статус, новая гонка вооружений никак на нас не отразится. Разве что повышение спроса на уран способно спровоцировать рост цен на него и принести нам определенные выгоды», – заметил в своем комментарии «Къ» Талгат Калиев.