Новости

Мырзахметов: Системы управления рисками в Казахстане требуют доработки

Председатель правления НПП Аблай Мырзахметов озвучил ряд проблем, с которыми сталкивается бизнес

Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» и структурные подразделения комитета госдоходов министерства финансов республики ведут совместную работу по совершенствованию систем управления рисками в налоговой и таможенной сферах, сообщил в понедельник председатель правления НПП Аблай Мырзахметов.

«Сейчас мы проводим анализ так называемых профилей системы управления рисками, потому что в налоговой сфере тут выяснился ряд проблем, — сказал Мырзахметов на брифинге в СЦК. — Нам недропользователь, работающий в Карагандинской области привел конкретный пример: он был зарегистрирован в Алматы, а бизнес вел в Караганде. Потом местный акимат его попросил перерегистрироваться, чтобы он налоги по зарплате платил в Карагандинской области. Он перерегистрировался, а оказалось, что система управления рисками смену физического адреса восприняла как попытку бегства от налогов, он сразу попал в красную зону, не камерального контроля зону, а к нему сразу пришли с проверкой», — добавил он.

По мнению главы правления НПП, данная ситуация является «абсурдной», при этом заложенный в СУР алгоритм оценки не исключал повторения подобных ситуаций в дальнейшем.

«Налоговики услышали нас, и мы сейчас совместно системы риска налоговой и таможенной службы анализируем и постоянно модернизируем, чтобы такие факты незначительные не становились поводом для новых проверок, — сказал он. — СУР должна видеть вашу налоговую нагрузку, уменьшается она или нет, сопоставлять основные цифры и решать — находитесь вы в «зеленом коридоре» или нет только на основании этих данных, то есть эти системы должны стимулировать принцип добросовестности», — добавил представитель руководства нацпалаты.

Он отметил, что в стране сокращен «вал проверок» бизнеса со стороны госорганов, теперь необходимо «идти вглубь» этих проверок, анализируя их содержание.

«В 2012 году было чуть больше 300 тысяч проверок казахстанского бизнеса со стороны около 60 надзорных госорганов, в прошлом году — чуть более 80 тысяч, то есть количество проверок сократилось почти в четыре раза. А самое главное, что сейчас мы в проверках пошли вглубь, перевели решение кого и как проверять в автоматизированную систему управления рисками, что позволило уйти от произвола, когда чиновники проверяли планово и внепланово», — отметил Мырзахметов.

Одновременно он отметил, что еще одной мерой по повышению качества работы бизнеса является страхования его ответственности перед потребителем, которая на данный момент не развита в стране. Глава правления НПП напомнил, что на западе за нарушения бизнес наказывают «рублем», и это делает не государство, а страховые компании, которые увеличивают страховую нагрузку на бизнес, если он «попался» на том или ином нарушении, за которое страховщикам пришлось выплачивать потребителю страховую премию, покрывая его претензии.

«Угроза оплачивать такие штрафы и страховки более дисциплинирует предпринимателя, нежели угроза проверки со стороны госоргана, и тогда страховщик, который застраховал ответственность предпринимателя перед потребителем, будет более внимательно надзирать именно за тем, насколько вы правильно выполняете свои обязательства перед потребителем. К этой системе надо идти, и такая работа ведется», — заверил представитель НПП.

Он также отметил резкое сокращение компетенций государства в разрешительной сфере: по его сведениям, если в 2012 году в Казахстане было более 1300 лицензий и разрешений, которыми все госорганы охватывали деятельность предпринимателей, то в настоящий момент их осталось чуть более трехсот.

«Сначала мы пошли путем гильотины, каждый год глава государства ставил задачу на 30 % сократить, но все, что госорганы сокращали, они создавали заново. Сейчас осталось чуть более 300 лицензий осталось, самое главное же, что мы создали фильтр, когда госорганы должны пройти для утверждения новой лицензии или разрешительной компетенции мажилис и экспертного заключения со стороны НПП. И фактически после введения этой системы в последние годы не появилось новых каких-то разрешений. Теперь мы эти 300 видов лицензионной деятельности анализируем с точки зрения передачи в конкурентную среду», — сказал Мырзахметов.

При этом он подчеркнул, что имеется негативный опыт России, когда передача функций регулирования в конкурентную среду привела к тому, что в строительном секторе вместо государства появилось новое «узкое горлышко», в виде независимых структур.

«И там теперь сам бизнесмен через свое же саморегулирование тяжело попадает на рынок. Мы должны изучать этот опыт и, прежде чем заходить в такие серьезные сектора, как строительный с саморегулированием, сейчас отрабатываются возможности частных бизнес-структур в этой сфере, чтобы не наступить на те же грабли», — заметил Мырзахметов.

Говоря о других проблемах частного бизнеса в стране, он остановился на денежно-кредитной политике государства.

«Она не вызывает у нас удовлетворения, потому что ключевая задача доступности кредитов не решена, — заявил глава правления нацпалаты. — Мы понимаем трудности, с которыми столкнулся нацбанк при регулировании комбанков, связанными с очищением так называемого «плохого портфеля», это связанные вещи, но, тем не менее, надо констатировать, что вопрос доступности кредитов как был злободневным, так и остался нерешенным для реального сектора», — заключил он.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН