Глава Нацбанка РК: «Критика президента абсолютно справедлива»
Данияр Акишев прокомментировал критику президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в свой адрес. Напомним, глава государства упрекнул регулятор в медлительности, проблеме воровства денег у государства и проблемы с банками второго уровня.
«Критика президента абсолютно справедлива. Очевидно, Нацбанк как регулятор значительно опоздал с реальным решением проблем банковского сектора, которые копились, начиная еще с 2008-2009 годов. Статистика показывает, что 90% проблемного портфеля выдано банками с 2006 года по 2015 год. То есть кредитная активность, особенно в тех банках, где были выявлены наибольшие злоупотребления в нецелевом использовании денег, осуществлялась долгие годы и была выявлена относительно недавно», — заявил главный банкир страны.
Банковский сектор после 2009 года, когда иссяк основной источник фондирования в виде кредитов из-за рубежа, переключился на деньги государства. Начиная с 2010 года, банки аккумулировали на своем балансе огромные суммы денег квазигосударственного сектора и населения. Я об этом говорил в своем докладе на расширенном заседании правительства. «Но, к сожалению, до 2016 года многие банки пользовались этими деньгами по своему усмотрению без взвешенной кредитной политики. Отдельно нужно разбираться, как и почему деньги квазигоссектора попали в ненадежные банки», — подчеркнул спикер.
По его словам, банки в период с 2008 по 2015 годы условно можно разделить на три группы:
«Первая группа – это банки, которые несмотря на улучшение ситуации с фондированием, в первую очередь, со стороны квазигоссектора, продолжали вести осмотрительную кредитную политику и адекватно оценивали все риски. Они своевременно купировали проблемы прошлых лет на своих балансах, а также максимально диверсифицировали свой кредитный портфель. Соответственно, после девальвации 2015 года не испытали серьезных проблем. Поэтому они и не претендовали на государственную поддержку», — отметил Акишев.
Вторая группа – это крупные банки, которые пытались следовать правильной политике кредитования, но в силу масштаба «плохого» кредитного портфеля из прошлых периодов и зависимостью от отдельных секторов экономики, столкнулись с недостаточной капитализацией, которая не могла быть решена только за счет ресурсов акционеров этих банков.
«Эти банки имеют значительную долю рынка, являются значимыми для системы и поэтому попали под Программу оздоровления.
Третья группа – как правило, средние и мелкие банки, которые продолжали вести ту же политику, которую осуществлял в свое время БТА Банк, кредитуя, преимущественно, акционеров. В эту группу попадает и Банк РБК. После девальвации 2015 года и ужесточения политики по размещению средств квазигоссектора все проблемы, которые тщательно скрывались этими банками, начали выходить наружу», — сообщил глава НБ РК.
Он отметил, что начиная с 2016 года, Нацбанк ужесточил надзорную практику, начал критически оценивать работу аудиторских компаний, которые не выявляли никаких проблем.
«Это ускорило вскрытие проблем в слабых банках. Конечно, Нацбанку в силу ограниченности человеческих и временных ресурсов было невозможно сразу реализовать все меры. Масштаб проблемы оказался значительным. Проблемы, которые копились годами, сложно было решить быстро. Например, по Казкоммерцбанку только поиск оптимального способа его оздоровления, обсуждение и его реализация потребовали полтора года», — заявил спикер.
Все это время регулятором проводилась работа по реформироваю надзорной политики.
«Это комплекс мер, включающий в себя законодательные поправки, изменение надзорной политики, усиление квалифицированного кадрового потенциала надзорных, регуляторных, инспекционных подразделений. Для того, чтобы ситуация не повторялась, подготовлен законопроект по усилению надзорных функций Нацбанка, направленных на превентивное решение проблем. Сейчас мы интенсивно отрабатываем его с правительством и парламентом», — подытожил спикер.