Рынок «черного золота» прошлую неделю завершил значительным ростом, и котировки Brent снова попробовали свои силы в пробитии уровня в 70 долларов за баррель. Хотя еще недавно все говорило о том, что нефтяные цены, вроде бы, нашли консенсус в диапазоне 62,50 – 66,50 долларов за бочку.
Договор ОПЕК+ работает уже с декабря 2016 года и показывает положительные результаты. По последним оценкам, лишние объемы «черного золота» превышают средние значения за последние 5 лет всего на 35 млн баррелей. Титаническая работа, проведенная странами-участницами договора практически увенчивается успехом и представители некоторых стран (в частности России) уже начали поговаривать о том, что к концу текущего года баланс должен окончательно восстановиться. Но Саудовская Аравия смотрит дальше и видит определенные риски в том, что если прекратить выполнять договоренности в конце 2018 года, то на рынке нефти снова может сложиться неблагоприятная ситуация и предлагает продлить соглашение еще на 2019 год.
В частности, министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих заявил, что странам ОПЕК потребуется координировать свои действия с Россией и другими производителями нефти вне ОПЕК, чтобы ограничить объемы поставок на рынок в 2019 году и предотвратить глобальное перепроизводство. «Нам ещё нужно время для того, чтобы снизить запасы нефти до уровня, который мы считаем приемлемым. Говорить об этом более конкретно мы будем в середине года, когда соберёмся в Вене», – сказал аль-Фалих.
Также положительно на нефтяные котировки влияла и геополитическая обстановка. Принц Саудовской Аравии, министр обороны королевства Мухаммед бен Салман, заявил в интервью американскому телевидению, что в случае появления у Ирана атомной бомбы крупнейшая арабская монархия незамедлительно начнет собственную ядерную программу с военной составляющей.
При этом заметим, что на текущей неделе состоится встреча бен Салмана с президентом США Дональдом Трампом.
По данным близкого к саудовским властям телеканала «Аль-Арабия», наследный принц и глава Белого дома, в первую очередь, «обсудят противодействие политике Ирана, вмешивающегося в дела стран Ближнего Востока, внесение изменений в ядерное соглашение с Ираном».
Росту цен также способствует сокращение добычи нефти в Венесуэле. Из-за экономического кризиса объем добычи нефти в стране сократился в феврале на 544% по сравнению с январем и почти вдвое с начала 2005 года – до 1,55 млн баррелей в сутки, – следует из сообщения Международного энергетического агентства.Также МЭА отметило, что добыча нефти в Венесуэле «явно уязвима для ускоренного сокращения», которое может привести к дефициту на глобальных рынках. Единственное, что не дало нефти уверенно пробить уровень в 70 долларов и устремиться, как минимум к 75 – это добыча нефти в США.
На прошлой неделе производство нефти в США, благодаря росту добычи сланцевой нефти, выросло до исторического максимума 10,40 млн баррелей в сутки, а количество нефтедобывающих вышек выросло на 4 штуки и достигло 804. Это среднесрочные факторы, но в итоге они могут негативно сказаться на нефтяных котировках. Вероятно, что Саудовская Аравия и говорит о том, что нужно продолжение действия договора ОПЕК+ на 2019 год.
Рынок цветных металлов
Рынок цветных металлов на прошлой неделе продолжал оставаться в неопределенности со склонностью к снижению. Фоном такой картины послужили два фактора: мартовское заседание ФРС и продолжающаяся ситуация с введением в США пошлин на ввоз стали алюминия.
Начало недели цветные металлы начали в красной зоне, ожидая решение о повышении процентной ставки ФРС. Цены промышленных металлов испытывали общее давление – в основном вследствие ослабления стремления рисковать из-за растущего политического напряжения в мире и укрепляющегося доллара, который рос перед заседанием ФРС. Также цены снижались на фоне ухода от риска инвесторами и озабоченности рынка возможным развязыванием торговой войны между США и Китаем, которая в общем-то началась.
Подписание президентом США Дональдом Трампом указа о наложении импортных пошлин на китайскую продукцию вызвало усиление «медвежьих» настроений у трейдеров, торгующих металлами.
Медь
Контракт на медь подешевел до $6 660 за тонну. Кроме факторов, указанных выше, на цену также влияли новости из Китая. Исходя из аналитических прогнозов в Поднебесной, на текущее время достаточные запасы медной руды для производства красного металла. Тем более, что ужесточение китайской политики в отношении ввоза твердого вторсырья для улучшения качества выплавляемой продукции снизят спрос на импорт низкосортного лома меди.
Алюминий
Цены на алюминий также отчасти пострадали из-за Поднебесной. По прогнозам некоторых аналитиков, ожидается, что китайское производство алюминия в 2018 году будет расти более медленно, учитывая реформирование отрасли и ограничения выпуска металла в зимний период. Прогнозируется, что производство алюминия сократится до 4,4% в 2018 году с 13,8% — в 2017-м. Прирост потребления алюминия составит в 2018 г., по оценкам, 6,7%. В 2017 и 2016 гг. рост потребления алюминия составил 9,1% и 7,9% соответственно.
Цинк
Тем временем цена цинка выбилась из общей тенденции и финишировала на отметке $3 217 за тонну. «Признаки покупок на проседании Поддержку металлу дала активность «быков» на снижении цены на металл, однако рынок не стал спешить толкать цену вверх, так как для укрепления «бычьих» настроений не оказалось достаточно факторов роста, одним из которых можно назвать снижения видимых запасов цинка. Запасы цинка на складах LME снизились на 25 тонн, до 211,225 тыс. тонн.
Никель
Неопределённые перспективы никеля на китайском рынке надавили на его цены. На фоне роста биржевых запасов никеля укрепление биржевых цен, скорее всего, будет ограниченным. На 21 марта запасы никеля на складах LME возросли на 0,9% до 325,8 тыс. тонн, количество отозванных вариантов снизилось на 7,1%, что является признаком остановки снижения биржевых запасов, отмечавшегося с декабря прошлого года.
Аналитики продолжали сохранять относительно негативную «медвежью» перспективу китайского проса на никель в среднесрочной перспективе.
Рынок драгоценных металлов
Золото, в противовес цветным металлам, отметилось значительным ростом.
Цены на золото в течение торговой недели прибавили около 3%, достигнув 1 348 долларов за тройскую унцию. Причиной роста стоимости драгоценного металла стал новый виток торговой войны между США и Китаем. Инвесторы из опасений того, что на фоне ухудшения политических и экономических отношений между этими странами в глобальной экономике может наступить рецессия, предпочли уйти в главный защитный актив – золото.
Также поддержку золоту оказал слабеющий доллар США. Американская валюта не смогла удержать завоеванные на фоне ожидания повышения процентной ставки ФРС позиции. Причиной снижения гринбэка стала недостаточно «ястребиная» политика представителей ФРС и главы американского центробанка Джерома Пауэлла. Участники рынка ожидали подтверждения более жесткого проведения кредитно-денежной политики Федрезерва, которая должна была проявиться в 4-кратном повышении процентной ставки (ожидал рынок), но после, практически 100% ожидаемого повышения ставки до 1,5 – 1,75% в заявлении Пауэлла прозвучали слова о том, что ФРС пока намерен повысить ставку только 2 раза, что и спровоцировало очередные распродажи американской валюты на мировом рынке.
Когда доллар дешевеет, золото начинает активно пользоваться спросом, что и привело к 3% росту драгоценного металла на прошлой неделе.