Новости

«Газпромнефть» будет контролировать качество топлива в своей лаборатории под Алматы

Представители российской нефтяной компании рассказали о том, как добиться стабильного качества автотоплива

Несмотря на то, что сеть автозаправочных станций по Казахстану у «Газпромнефти» невелика, компания организовала на территории Боралдайской нефтебазы свою стационарную лабораторию. Представители российской нефтяной компании рассказали о том, как добиться стабильного качества автотоплива.

Как говорит генеральный директор ТОО «Газпромнефть Казахстан» Марат Малатаев, новая лаборатория будет обеспечивать свыше 2 000 испытаний в месяц для всех АЗС и хранилищ компании, а также для других игроков на топливном рынке. При этом он отметил, что эта цифра будет актуальна только на первоначальном этапе, и в будущем планируется увеличивать мощность лаборатории.

Генеральный директор российской компании ООО «Газпромнефть-Лаборатория» Виктор Чуяков поясняет: «Данная лаборатория оснащена практически по последнему слову техники. Несмотря на то, что такого рода объекты с таким оснащением позволяют себе только нефтеперерабатывающие заводы, компания «Газпромнефть Казахстан» решила построить себе такую лабораторию с передовым оборудованием для того, чтобы обеспечить контроль качества нефтепродукта от завода до АЗС».

Пятый класс для Казахстана

На нефтебазе компании постоянно хранится 2 тыс. тонн дизеля и 2 тыс. тонн 95-го продукта. Остальное – 92-й. В основном это продукция Омского нефтеперерабатывающего завода и частично – Московского. Отметим, что в настоящее время в России производится топливо класса 5, Казахстан же в этом году принял стандарт – не ниже 4-го класса.

Для подготовки премиального топлива G-drive-95 установлен дозатор комплекса присадок. Средняя оборачиваемость нефтебазы – 19 тыс. тонн в месяц. В основном все топливо идет на АЗС, плюс мелкий опт на сети Royal Petrol, Sinooil.

Отметим, что в общем потреблении автотоплива по стране доля поставок Боралдайского филиала российской нефтяной компании – менее 3%. В Казахстане сеть АЗС «Газпромнефть» насчитывает 70 станций, из них – 20 алматинских. Несмотря на это, компания озаботилась организовать тотальный контроль своей продукции.

Предполагается, что ввод новой лаборатории позволит усилить внутреннюю систему контроля качества в периметре сети АЗС «Газпромнефть» в Казахстане. Топливо в лаборатории будет проверяться по расширенному перечню параметров, превышающему требования Технического регламента Таможенного союза и ГОСТ, непосредственно перед выпуском в реализацию. В компании уточнили, что возможности новой лаборатории – анализ топлива по 30 параметрам нефтепродуктов: октановому числу, содержанию серы, фракционному составу, температуре вспышки и застывания дизельного топлива и др. Кроме того, в новой лаборатории установлен уникальный, полностью автоматизированный прибор для определения цетанового числа дизельного топлива, а также единственный в Казахстане анализатор углеводородного состава и смазывающей способности дизеля.

Ранее контроль проводился только по ключевым параметрам силами подрядной организации, а с 2016 года – в передвижных испытательных лабораториях.

Летучие отряды

Как говорит Виктор Чуяков, с вводом этой лаборатории у компании произошло четкое разделение ответственности. Если стационарная лаборатория на нефтебазе обеспечивает паспортизацию всего топлива, которое оттуда выходит, чтобы на рынок не поступило горючее с отклонениями по качеству, то мобильная лаборатория – это оперативный контроль того, чем торгуют сейчас на АЗС. Это позволяет в случае любого отклонения немедленно остановить реализацию.

«Рисков на выходе с нефтебазы очень много, – поясняет глава ООО «Газпромнефть-Лаборатория». – Топливо заливается в бензовоз. Чистый он или грязный – зависит от ответственности самого перевозчика и от того, насколько хорошо его проверила нефтебаза. Так, не всегда можно определить, есть ли остатки серы после перевозки газового конденсата, который тоже прозрачен. В результате топливо на АЗС уже может прийти некачественным. Также может вмешаться человеческий фактор, когда при сливе дизельного топлива смешивают разные марки. Экспресс-проверки моментально выявляют несоответствие по температуре вспышки, по цетановому числу, в результате анализа реализация останавливается, а топливо вывозится».

По словам спикера, контроль на АЗС необходим для того, чтобы проверить все эти точки риска с момента выхода с нефтебазы до резервуара заправки – не произошло ли что-либо случайно или намеренно.

«Я уже не говорю о том, что существует целый бизнес по подмене топлива, когда берется качественный продукт, смешивается с большим количеством некачественного, потом прикладывается паспорт, полученный на нефтебазе. Автомобилист не в состоянии проверить качество топлива на АЗС. Бытовые экспресс-анализаторы для этого совершенно не годятся. Они могут забраковать качественное топливо и сказать «все хорошо» про откровенный суррогат. Мы с этим тоже сталкивались, когда тестировали анализаторы. Поэтому и организуется контроль на АЗС. Отмечу, что мы не афишируем свои маршруты, но, естественно, доводим результаты проверки до персонала заправочных станций и руководства компаний. Это система, которая работает «сама по себе». Также мы дополнительно сюда присылаем и специалистов из Российской Федерации, которые дополнительно контролируют качество нефтепродуктов. Не то, чтобы мы не доверяем – так функционирует система: есть местный контроль и есть внешний, который следит за тем, чтобы не было сбоев», – отметил в комментариях «Къ» Чуяков.

«Газпромнефть-Лаборатория» имеет статус внутреннего аудитора по вопросам качества.

В компании рассказали, какими должны быть действия автовладельца, у которого возникли сомнения в качестве залитого топлива. Прежде всего нужно вернуться на АЗС и вызвать управляющего. Из бензобака пробу никто брать не будет. Ее нужно взять из того пистолета, откуда заливалось топливо. На АЗС должны храниться колбы для отбора проб. Там обязаны сделать три пробы – для себя, для стационарной лаборатории Organic, в которую обычно обращаются все игроки рынка нефтепродуктов и для вас. Колбы с пробами пломбируются.

Если это АЗС-сети «Газпромнефть», то вызывают мобильную лабораторию, и она при вас проводит анализ. В случае, когда проанализированная продукция не удовлетворяет кондициям, реализация закрывается полностью.