Со-основатель и руководитель международной организации Climate Bonds Initiative Шон Кидни считает, что в Казахстане старт выпуску green бондов могли бы дать акиматы регионов. По его мнению, в стране вполне применим опыт Швейцарии, где «маленькие» муниципалитеты для реализации крупного энергетического объекта общего пользования «потянули» совместное размещение на $600 млн.
Все прелести «зеленого» финансирования были раскрыты представителем Climate Bonds Initiative в рамках панельной дискуссии, организованной посольством Великобритании на тему растущего потенциала этого вида привлечения целевых средств с рынка в Казахстане. «На саммите ООН по климату было заявлено, что спрос со стороны инвесторов сегодня составляет $24 трлн», – добавил к дискуссии о потенциальном спросе Шон Кидни.
Естественно, такой потенциал незамеченным остаться не может, и вопрос о том, насколько этот спрос актуален для Казахстана и насколько Казахстан готов влиться в этот поток финансового интереса к проектам с использованием «зеленых» технологий. Модератор дискуссии Рахим Ошакбаев первым делом попытался выяснить, что республика могла бы предложить рынку green бондов в качестве проектов для финансирования.
И выяснилось, что не так уж и много: представители Европейского банка реконструкции и развития назвали возобновляемые источники энергии и энергоэффективное строительство, за счет применения которых (особенно в северных регионах) страна могла бы снизить выбросы вредных веществ на 20-25%. Остальные участники дискуссии сумели добавить к этому списку целевых приложений для «зеленых» денег разве что тему органического земледелия.
Впрочем, отсутствие разнообразия в выборе направлений инвестирования – проблема не самая большая: в конце концов, внутри каждого из этих направлений существует масса подразделов и масса потенциальных проектов, предоставляющих инвестору богатую пищу для размышлений. Дело в том, что инфраструктура привлечения «зеленых» денег в Казахстане абсолютно не развита.
«Кто мог бы стать верифицирующим органом, к которому у инвесторов есть доверие и который мог бы с достаточно локальным содержанием проверять и верифицировать, что это действительно «зеленые» технологии, и они в долгосрочной перспективе приводят к уменьшению парниковых выбросов и другим позитивным эффектам?», – задал Ошакбаев риторический вопрос.
Выяснилось, что кроме государства это сделать некому. Причем, если директор Научно-образовательного центра «Зеленая академия» Бахыт Есекина свела роль государства в качестве «застрельщика» в этом сегменте к регуляторной («необходимо вначале подготовить нормативно-правовую базу и прописать механизмы стимулирования и субсидирования инвесторов»), то Шонн Кидни неожиданно заявил, что в нынешних условиях государство могло бы само раскрутить этот рынок. Причем не на уровне центральных, а на уровне местных органов, которые объединившись, могли бы потянуть привлечение средств с рынка на достаточно крупные проекты.
«В Швейцарии есть прекрасная практика, когда маленькие муниципалитеты объединяются над реализацией крупных проектов сообща, – заявил г-н Кидни. – У нас была ситуация, когда $600 млн были предоставлены на реализацию зеленых проектов подобного рода, это было в Швейцарии, то же самое может быть и в Казахстане. Это технология собирательного механизма, она применима везде», – убежден он.
В целом же, по его мнению, инициатором возведения финансовых мостов между «зелеными» проектами в стране и инвесторами должно стать правительство Казахстана.