Питерский режиссер Ким Дружинин прославился, выпустив на экраны нашумевшую военную ленту «28 панфиловцев». Спустя два года он решил вернуться к военной тематике. На этот раз в фокусе режиссера оказалась история изобретения легендарного советского танка Т34.
1940 год. Советский Союз стоит на пороге войны. Харьковский инженер Михаил Кошкин (Андрей Мерзликин) разработал новую модель танка и для того, чтобы запустить ее в производство, ему надо показать машину в Москве. Однако столичное начальство не готово принять решение без продолжительных испытаний. Тогда Кошкин решает устроить небольшой тайный танкопробег Харьков-Москва, чтобы, во-первых, представить их высокому начальству, а во-вторых, собственно, по пути провести те самые испытания.
Центр эту идею одобряет, и группа испытателей в составе самого Кошкина, особиста (куда ж без него), трех водителей и увязавшейся с ними девушки-металлурга (без девушки тоже никак) выдвигается на маршрут, который оказывается гораздо интереснее, чем ожидалось.
Судите сами, планировалось всего-то лесами-полями добраться до Москвы, а пришлось разбираться с недобитыми белогвардейцами, обитающими где-то в лесах между Россией и Украиной и группой эсэсовцев, лихо рассекающих по центру России на горячих конях и крутых мотоциклах. В общем, экспериментальный танк прошел не только испытания, но заодно и боевое крещение.
За основу сценария Андрей Назаров (это его дебютная работа) взял реальные события. Создателем Т-34 действительно был Михаил Кошкин, и этот танк в самом деле был испытан с помощью многокилометрового путешествия из Харькова в Москву. А вот все остальные приключения — плод его фантазии. Впрочем, картина сообщает об этом во вводных титрах, чтобы никто не предъявлял авторам претензий.
С одной стороны, все понятно. Современному зрителю подавай приключения. Экшн. Баталии. С другой – приключения команды испытателей получились несколько абсурдными. Впрочем, вспомните «Бесславных ублюдков» Тарантино – тоже абсурд, имеющий весьма посредственное отношение к реальной истории. Но какой абсурд! Однако Дружинин – это не Тарантино.
Нет, фильм берет отличный старт. Деревня «Лесных братьев» в таком стимпанковском стиле – это действительно неожиданно и круто. Да и гонки с эсэсовцами а ля «Безумный Макс» тоже впечатляют. Некая комиксность и откровенные голливудские штампы Дружинин сочетает забавным образом. И вот зритель уже заинтересованно ждет, что же дальше-то будет? И… ничего.
Картина начинает буксовать. Градус напряжения вместо того, чтобы возрастать (как и положено в фильмах подобного жанра), неуклонно стремиться к нулю. Ему банально не хватает экшна, боевых сцен и юмора. Возможно, это связано с тем, что к середине картины съемочная группа серьезно поистратилась и дальше банально не хватило денег. Возможно, пропал запал. Но в результате фильм скатился в какой-то патриотический пафос. Вот вроде бы главный герой здесь Мхаил Кошкин (фильм, к слову, вышел к 120-летию конструктора), а под конец картины он просто теряется за остальными персонажами. Зато через весь сюжет проходит незыблемая фигура отца народов. Кстати, изначально картина называлась «Увидеть Сталина», а январе этого года, после запрета показа в России «Смерти Сталина», получила название «Танки».
А этого делать не стоило. Совмещение патриотизма с комиксным абсурдом – дело неблагодарное.
Кроме того, Дружини, как и в «28 Панфиловцах» снял фильм в стиле пересказа. То есть герои не переживают проходящие с ними события, втягивая в сюжет и зрителя тоже. Нет. Нам лишь со стороны показывают цепочку событий.
А ведь для того, чтобы снять по-настоящему классное кино, не надо было изобретать никаких искусственных препятствий. Достаточно было просто вспомнить, что этот пробег проходил вовсе даже не летом, а в марте. И экспериментальной технике приходилось преодолевать не только бездорожье, но и снежные заносы. Плюс не все гладко было и с самими танками. Ведь не зря любая техника нуждается в длительных испытаниях. Что касается самого Михаила Кошкина, то во время этого пробега он настолько перетрудился и переохладился, что по окончании его тяжело заболел и несколько месяцев спустя скончался.
Это подлинно героическая история безо всяких белогвардейцев и эсэсовцев. Возможно, просто стоило рассказать ее?