Несмотря на наблюдаемые масштабные изменения, по целому ряду моментов экономического характера Узбекистан все еще уступает Казахстану. Тем не менее южный сосед имеет шансы догнать и перегнать нашу страну. Подробности – в материале «Къ».
Еще год назад прилетающие в международный аэропорт Ташкента, носящий ныне имя первого президента Узбекистана Ислама Каримова, граждане других стран сталкивались, наверное, с самими жесткими проверками в мире. Складывалось впечатление, что сотрудники пограничной и таможенной служб чуть ли не в каждом иностранце видели шпиона. Потому тщательно изучались и личность прибывшего в Узбекистан, и содержимое его багажа. Нередко эти «процедуры» занимали до полутора, а то и до двух часов.
Почти, да не совсем
Ныне все изменилось. Можно сказать, кардинально. Прохождение пограничной и таможенной служб занимает максимум 10–20 минут. Никаких очередей, никаких подозрительных взглядов – Алматы и Астане поучиться стоит. Все, как где-нибудь в Европе. Ну, почти. Поскольку встречающих-провожающих в здание аэропорта по-прежнему не пускают. Им, как и в эпоху правления Ислама Каримова, положено за забором пребывать. Здесь же и местные таксисты. Не заметить их сложно. Хотя ведут они себя несколько скромнее своих коллег из казахстанских мегаполисов. С назойливо-нудящими возгласами «такси, брат, такси» не ходят. Ташкентские «бомбилы», выбрав стратегически удобное место возле ворот, откуда выходят прилетевшие в столицу Узбекистана люди, свое слово «такси» произносят в стиле лисы Алисы и кота Базилио: «Мы вас проводим. Куда вам надо?»
Если решились воспользоваться их услугами, готовьтесь торговаться. При этом понимая, что каждого клиента авиакомпаний таксисты рассматривают в качестве «кошелька на ножках». Потому и задавать вопросы вроде «Сколько будет до Чиланзара или Юнусабада?» (жилые массивы Ташкента. – «Къ») абсолютно бессмысленно. Ответ будет стандартным: «Сколько не жалко». Могут, правда, запросить и $10, что для столицы Узбекистана является умопомрачительной суммой за услуги такси. На самом деле в главном городе Республики Узбекистан стоимость проезда в такси намного ниже в сравнении с Астаной или Алматы. От центра города до окраинных микрорайонов можно доехать за 10–12 тыс. сумов, что составляет приблизительно 408–490 тенге. И это несмотря на то, что и сам Ташкент намного больше, и цены на бензин повыше будут. К примеру, литр наиболее ходового в Узбекистане АИ-80 на так называемых государственных заправках стоит 3 800 сумов (около 150 тенге. – «Къ»), а АИ-91 – 4 300 сумов, или 170 тенге. Что касается коммерческих АЗС вроде «Лукойла», то там предлагают уже АИ-92 за 6 900 сумов за литр, что эквивалентно 271 тенге по официальному курсу.
Наличка против «пластика»
Кстати, автозаправочные станции являются одними из немногих заведений, где за предоставленные услуги можно рассчитаться с помощью банковских карточек. Несмотря на проведенную президентом Шавкатом Мирзиеевым еще в 2016 году валютную реформу, фактически уничтожившую черный рынок валют, в Республике Узбекистан, как в нашей стране в начале 2000-х годов, наблюдается недоверие к «пластику», и больше ценятся наличные деньги. Более того, на предприятиях малого и среднего бизнеса можно встретить две цены за одну и ту же услугу или товар. Оплата «пластиком» дороже на 10, а то и 20%.
Почему это происходит, «Къ» объяснил назвавшийся Ихтиером владелец небольшого кафе в ташкентском жилом массиве Катартал. «На самом деле все просто. Все товары для своего кафе я покупаю на базаре. Мне очень много не надо: пару мешков риса, несколько килограммов мяса, лука, морковки, других овощей, зелени разной. Там всегда просят наличные. За наличные и торговаться принято. Идешь и процентов на 15 первоначальную цену скидываешь. Можно все эти продукты купить и в большом магазине. Цены там бывают даже чуть ниже, чем на базаре. Но максимум на 5 процентов. И торговаться уже не получится. Нельзя», – заметил в беседе с «Къ» Ихтиер.
Есть, по его словам, и еще один факт, из-за которого его родственники и друзья отдают предпочтение наличным деньгам. Связан он с деятельностью банков. «У меня жена учителем работает. Было постановление правительства, что половину зарплаты таким, как она, будут платить наличными. Но так было всего пару раз. Обычно прямо говорят: наличных нет, идите в банк. Да, теперь у нас, как и у вас в Казахстане, банкоматы появились. Их только найти надо. Пошли мы в один банк, в другой, нашли их, но там тоже наличных нет. Потом, при снятии денег с «пластика» банки тоже свои проценты снимают. Кто-то один процент, кто-то – два. Еще и ограничения выставляют – не больше 400 тыс. сумов (около 16 тыс. тенге. – «Къ) в день. Совсем невыгодно! А без налички никак нельзя. Особенно, когда к вам в Шымкент едешь, где наш «пластик» совсем не котируется», – подчеркнул Ихтиер.
Торговая Мекка жителей Ташкента
Надо заметить, для жителей Ташкента административный центр Южно-Казахстанской области стал своего рода торговой Меккой. Каждую субботу и воскресенье тысячи жителей столицы Узбекистана отправляются за различными товарами в Шымкент. Свою роль играет и относительно небольшое расстояние между городами – около 110 километров. Особым спросом пользуются подсолнечное и сливочное масло, мука, макаронные изделия и алматинские конфеты. Активно скупаются ташкентцами бытовая химия, стиральные машины, газовые плиты, холодильники и телевизоры. Безусловно, все это есть и в Ташкенте, но в Шымкенте эти товары дешевле на 30–40%. Наконец, по словам владельца туристической компании в Ташкенте Сардора Усманова, все больше граждан Узбекистана предпочитают через Шымкент и Алматы отправляться на отдых на курорты Европы и Азии.
«У меня из 10 формируемых групп для поездки на моря, 7–8 едут через Шымкент или Алматы. В отличие от нашей страны ваши авиакомпании каждое лето организовывают чартерные рейсы, которые значительно удешевляют стоимость путевки. И поскольку с приходом Мирзиеева уровень жизни наших граждан стал постепенно расти, я думаю, что уже в этом году число желающих поехать на море существенно вырастет. Не сомневаюсь, что в ту же Турцию они отправятся через Шымкент», – заметил в беседе с «Къ» Сардор Усманов.
Все может измениться
То, что между Узбекистаном и Казахстаном наблюдается значительное расширение сотрудничества, подтвердили и президенты обеих стран Шавкат Мирзиеев и Нурсултан Назарбаев. Во время их последнего телефонного разговора, состоявшегося 4 мая, было подчеркнуто, что в прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 31%, достигнув $2 млрд. При этом, по информации из официальных источников, в 2017 году экспорт из Казахстана в Узбекистан составил $1,3 млрд, а импорт из Узбекистана в Казахстан – более $735 млн. Положительная динамика товарооборота зафиксирована и в I квартале текущего года. Ожидается, что в 2018 году он составит $3 млрд, а к 2020 году вырастет до $5 млрд.
Интересно, что все собеседники «Къ», с которыми довелось пообщаться в Ташкенте, верят в успех экономических реформ Шавката Мирзиеева, согласно которым в Узбекистане будет активно развиваться автомобилестроение, текстильная и перерабатывающая промышленность, туризм, медицина, сфера образования и, конечно же, сельское хозяйство.
Достаточно сказать, что в 2018 году Узбекистан планирует продать за рубеж свою плодоовощную продукцию на сумму более $2 млрд. Очень похоже, что верят в предстоящие масштабные преобразования в Узбекистане и в странах Запада. Показательной является информация от пресс-секретаря президента Республики Узбекистан Комила Алламжонова, что в ходе официального визита Шавката Мирзиеева в США с 15 по 17 мая планируется подписание более 40 документов торгово-экономических и инвестиционных соглашений на общую сумму $8,5 млрд. О создании совместных производств на территории Узбекистана с начала текущего года объявили Турция, Индия и Германия.
Так что не исключено, что шутка Ихтиера может таковой и не оказаться: «Сегодня жители Узбекистана едут на работу в Казахстан, а завтра все поменяется, и граждане Казахстана поедут к нам не отдыхать, а работать».