За 15 лет проведения Евразийского Медиа Форума заметно, что медиапотребление в мире очень сильно изменилось. В том числе и благодаря развитию интернета и новых технологий. Но бурное развитие сопряжено и с новыми угрозами и вызовами.
«Стремительная модернизация и цифровизация медиа принесла и проблемы. Упрощенный доступ на просторы интернета открыл дорогу не только талантливым людям, желающим самовыражения, но и авантюристам, преступникам, пропагандистам всех мастей, теоретикам и практикам терроризма, сеятелям вражды и ненависти. Настоящим бедствием стали так называемые тролли — невидимые бойцы информационных войн, а также производители фальшивых новостей-фейков. На этом фоне таблоиды выглядят вполне прилично», — отметила председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента HR, председатель Оргкомитета ЕАМФ Дарига Назарбаева.
Цифровая реальность нуждается в регулировании, а ее пользователи нуждаются в защите от вполне реальных кибер-угроз.
«Государственное регулирование должно быть умным и ответственным, быть понято и принято молодым поколением. Новый цифровой мир несет не только добро, новые краски жизни, прекрасные возможности для общения и развития, все мы знаем про так называемые группы смерти в соцсетях, знаем, что мессенджеры в смартфонах — не только инструмент коммуникации между людьми, но его преимущества используют террористы и наркодельцы и преступники. Нет ни одной страны в мире, где бы не обсуждались вызовы и угрозы, которые несут новые технологии», — отмечает она.
«16 лет назад в этом удивительном городе, нашей красавице Алма-Ате мы открыли первый Евразийский Медиа Форум. Это было недавно, это было давно. Родившиеся тогда дети уже старшеклассники, люди, отметившие в тот год пятидесятилетний юбилей – пенсионеры. К пенсионному возрасту сама тоже приближаюсь», — пошутила председатель Дарига Назарбаева.
Она отметила, что за годы проведения форума изменилось многое.
«О переменах, которые произошли вокруг нас за эти годы – о них можно говорить бесконечно. Если коснуться СМИ, то тут переменилось вообще практически все. Когда мы впервые собрались в 2002 году, не было ни айфонов, ни айпадов, ни фэйсбука, ни инстаграмм или вацап. Эти новшества вошли в нашу жизнь и стали привычными. Слово «пейджер» практически забыто, а дисковый телефон можно увидеть лишь в старом кино, а ящик телевизора превратился в жидкокристаллический экран. Смартфон стал персональным компьютером, который помещается в кармане. Поисковые системы интернета открывают дорогу к любой информации. Дети возятся с девайсами, как раньше мы раньше играли с куклами», — отметила она.
При этом она считает, что медиапотребление во всем мире стало другим.
«Уже появилось поколение, которое чувствует себя в новой медиареальности, как рыба в воде. Его многие называют первым цифровым поколением. Это мы удивляемся каждому новому гаджету и спорим, победит ли какое-то новое интернет-приложение телевидение или наоборот. А они, те кому 10, 15, 20 лет — они с этими гаджетами и приложениями, сервисами, социальными сетями и гаджетами родились, растут и не представляют жизни без интренета и свободной коммуникации. Это поколение не делает выбора между так называемой традиционными и новыми медиа – они используют их так, как им удобно — утром смотрит мультфильмы с экрана телевизора, днем смотрит с экрана смартфона или планшета, а потом играет в игру, где персонажи – те же мультгерои и параллельно ребенок или подросток обсуждает все это в социальных сетях с друзьями. Для нового поколения практически круглосуточное взаимодействие с информацией, контентом, брендами во всех медиасферах и на любых носителях является нормой и обычным ходом вещей», — поделилась парламентарий.
При этом она считает, что цифровое поколение воспринимает доступ к интернету и мобильным приложениям не как дополнительный сервис или возможность, а как неотъемлемую жизненно важную услугу, а ограничение воспринимает как покушение на образ жизни.
Фото: Олег СПИВАК