Как решает задачи развития Павлодарский машиностроительный завод грузоподъемной техники?

Опубликовано
По словам директора завода, специфика производства защищает от конкуренции из Китая

В ходе первого в стране «узкого» семинара по цифровизации приводного оборудования участники вскрыли общие для машиностроительной отрасли актуальные проблемы. Как решает задачи развития один из старейших заводов по производству подчас уникальной грузоподъемной техники, рассказал директор Павлодарского машиностроительного завода Леонид Белогривый.

– Леонид Анатольевич, в Казахстане много предприятий, работающих в том же направлении, что и Павлодарский машиностроительный?

– Из крупных специализированных предприятий мы практически единственные. И ту линейку, которую изготавливаем мы, никто больше предложить не может. Поясню: по кранам малой грузоподъемности конкуренты есть, а по кранам специального назначения и по кранам большой грузоподъемности свыше 50 тонн – нет. Некоторые технические решения, которые мы применяем при спецзаказах, не выполняют и в Российской Федерации, где предприятий подобных нашему тоже осталось мало. Технологии изготовления очень сложные, к оборудованию повышенной опасности предъявляются серьезнейшие требования. В нашем деле нужен действительно квалифицированный, грамотный персонал, и оснащенность самого предприятия должна быть соответствующая. Это довольно дорогостоящее производство, в том числе существенны расходы на подготовку, обучение и периодическое переобучение сотрудников.

– Сегодня заводу по силам такие затраты?

– Был, конечно, спад, он чувствовался в 2013–2014 годах. Ведь предприятие на кризис среагировало специфически, с некоторым запозданием, так как заказы тоже исполняются длительное время – от трех месяцев до полугода. Сегодня у нас неплохие объемы производства, по загрузке проблем нет, о чем говорят и последние показатели. С начала года выпустили шесть грузоподъемных механизмов. Объем произведенных металлоконструкций составил 113 тонн, нестандартного оборудования – 815 тонн, или 252 единицы. Реализовали продукции на 1 млрд 780 тыс. тенге. Могу констатировать даже, что завод на подъеме.

– Вы входите в Союз машиностроителей Казахстана и часто обсуждаете актуальные проблемы. Что волнует сегодня Вас и ваших коллег?

– Беспокоит, в первую очередь, недостаток заказов, неполная загрузка предприятий. Нас выручает нахождение в составе Евразийской Группы (завод является филиалом АО ERG Service. – «Къ»), в которой сосредоточены предприятия металлургической, добывающей сфер, заказами обеспечены. Кроме того, мы не останавливаемся на достигнутом, не зацикливаемся на одной номенклатуре грузоподъемных кранов, осваиваем другие виды продукции. Например, производим технологическую тару. А в 2015 году разработали чертежи спекательной тележки для АксЗФ, которая была на испытании полтора года. И только в прошлом году получили заказ на полсотни таких тележек.

– Какими последними разработками можете похвастать?

– Мы впервые разработали конструкцию 75-тонного металлургического крана. Кроме того, были изготовлены две единицы металлургических четырехбалочных кранов грузоподъемностью 32 тонны для Аксуского завода ферросплавов.

– Скажите честно, могло бы остаться на плаву предприятие, не будь оно частью группы компаний, не имея гарантированного объема заказов?

– Могу сказать только одно. Работать, безусловно, пытались бы. Делали бы ставку на менеджмент.

– Экспорт в РФ сегодня снизился, или вы вообще ушли с рынка нашего соседа?

– Мы на российском рынке работаем так же. Но мы все понимаем, что кризис и вызванные им сложности имели свои последствия. Объемы экспорта снизились, однако поставки осуществляется ежегодно. В прошлом году отгрузили два крана. Для Новокузнецка это была первая наша поставка, а екатеринбургскому предприятию «ВИЗ-Сталь» мы отправили пятый кран за последние десять лет. Он разработан по техническому заданию, грузоподъемность составляет 22 тонны. Кстати, этот кран по характеристикам и электронной начинке значительно превосходит предшественников. В этом году тоже имеются заказы. Почему же экспорт имеет место? У нас по отношению к регионам Урала и Сибири выгодное географическое положение, и там нет машиностроительных заводов с таким спектром продукции, как у нас. Так что мы периодически становимся победителями тендеров.

– Российский рынок при этом остается для вас важным?

– Конечно, ведь это заказы и имидж предприятия и валютная выручка, в конце концов.

– Что касается Китая – не боитесь конкуренции с его стороны? Не будет он вытеснять вас и другие предприятия с рынка Казахстана и России?

– Крановое оборудование – это крупногабаритные изделия, транспортировка которых довольно неудобна и затратна. Так что можно сказать, что специфика производства нас защищает.

– В каких интересных проектах участвуете в нашей стране?

– По Казахстану это, прежде всего, поставки для предприятий Евразийской Группы, но не только. К примеру, сейчас заключили контракт на производство 10 кранов «Казцинку» для обслуживания Жайремского ГОКа.

– Судя по тому, что предприятие является соорганизатором первого семинара на тему модернизации системы управления грузоподъемных механизмов, сегодня вы делаете ставку и на цифровизацию?

– Технологии в машиностроении, в том числе в создании грузоподъемного оборудования, идут вперед. Наступило время цифровизации, революции 4.2. И это не просто слова – передовые, интересные решения для их внедрения уже есть. Здесь собрались представители крупных холдингов: «Казцинка», ERG, «Казахмыса» и предприятий поменьше. Цель семинара – донести полезную информацию до специалистов заводов. Ведь цифровая система управления не только позволяет экономить энергию и распределять ресурсы, но и контролирует работу механизмов кранов. А правильная их работа, исключение нестандартных ситуаций – залог долгой эксплуатации. Все вкупе повышает надежность, предупреждает варианты аварийного выхода из строя дорогостоящей техники. Растет эффективность. Хотя, к сожалению, не всегда есть глубокое понимание по поводу внедряемых разработок и технических решений у наших заказчиков, то есть конечных потребителей оборудования. Мы задались целью разъяснить и показать современные возможности на этой встрече.

– Но ведь рост показателей – самое понятное желание любого руководителя, владельца предприятия. И усовершенствование подъемного или другого оборудования только в помощь. Видимо, есть причина, по которой они не могут хвататься за каждую новинку даже ради победы над конкурентами. И эта причина – цена вопроса?

– Да, денежный вопрос, конечно, актуален. Даже если технические специалисты голосуют двумя руками за перемены, их не всегда поддержат экономисты. Но хочу сказать, что, во-первых, сегодня цифровая модернизация не так дорога, как еще пять лет назад, в силу того, что технологии меняются, множатся. И эта современная техника становится более доступной в ценовом плане. Во-вторых, первоначальные капитальные затраты окупаются в ходе эксплуатации. Вложите средства в приводную технику и в будущем сэкономите на обслуживании оборудования тех же грузоподъемных кранов!

– Крупные компании, разумеется, позволяют себе обновлять технику и не только грузоподъемную, рассчитывая на отдачу в будущем. А есть ли сегодня возможности для этого у небольших предприятий?

– Маленькие компании тоже начинают активно включаться. Но от них в целом поступает не так много заказов, как от промышленных гигантов, поэтому четко динамику по этому сегменту нашему заводу отследить сложно. Что касается крупных предприятий, могу привести пример. Если еще буквально 10 лет назад мы предлагали партнерам установку моторных редукторов, частотных систем управления на краны, то получали отказы. А последние четыре года от них самих исходит требование оснастить заказанное оборудование этими приборами. И если три года назад мы устанавливали просто систему управления, то теперь запросы на комплексные решения с передачей информации на центральные диспетчерские пункты. То есть с привязкой к глобальной системе управления производством.

– На Ваш взгляд, на каком этапе перехода к «цифре» находятся в целом казахстанские производства?

– Пока на начальном, думаю. Если говорить о новых производствах, то требования к оборудованию и его установке сегодня достаточно жесткие. А если речь о действующих производствах, то замещение происходит постепенно, и зачастую модернизируются лишь системы управления.

– Предлагаемые технологии сопоставимы с мировыми стандартами?

– В плане адаптации и применения современных цифровых компонентов в нашем оборудовании мы сотрудничаем с казахстанскими предприятиями АСЭП и «Промпривод». А они, в свою очередь, имеют дистрибьюторские контракты с мировыми лидерами электроники на поставку необходимой техники.

Фото: пресс-службы Павлодарского машиностроительного завода

Читайте также