Прижизненный post mortem

Опубликовано
В российском кинематографе в последнее время все больше молодых режиссеров пробуют себя в таком неоднозначном жанре, как хорор. Именно в нем решил дебютировать оператор «Пиковой дамы» Антон Зенкович

В российском кинематографе в последнее время все больше молодых режиссеров пробуют себя в таком неоднозначном жанре, как хорор. Именно в нем решил дебютировать оператор «Пиковой дамы» Антон Зенкович. А одну из главных ролей в фильме сыграл популярный казахстанский актер Санжар Мади.

Сюжет на самом деле оригинальностью не блещет. Компания молодых людей едет отдыхать за город, но до места назначения они не добираются и вынуждены заночевать в заброшенном доме, который, традиционно хранит страшную тайну.

Фильмов с подобным сюжетом в мировом кинематографе не перечесть. Однако режиссеру «Фото на память» Антону Зенковичу все же удалось заинтересовать зрителя. Режиссер неплохо набил себе руку в качестве оператора на таких ужастиках Святослава Подгаевского, как «Пиковая дама» и «Русалка» (фильм только готовится к выходу). Господин Зенкович в сюжет вплел очень интересную и популярную нынче тему – фотографию. Авторы картины сыграли на том, что, несмотря на то, что это значительная часть нашей жизни, фотоискусство до сих пор овеяно флером суеверий (почти как с зеркалами). Там и шагу нельзя ступить, чтобы не «вляпаться» в очередные «городские легенды».

К примеру, один из мифов, связанных с фотографией, говорит, что нельзя фотографироваться втроем. Согласно поверью, человека занимающего место посредине на фото ожидает в ближайшем будущем неизбежная смерть. Приближение смерти пророчит и другая примета — нельзя фотографировать спящих. Следующий миф – нельзя фотографироваться во время беременности. Фотография человека получилась размытой – значит, он скоро заболеет. Сфотографируйтесь на дальнюю дорогу — обратно вы не вернетесь. Или вспомните моду на post mortem, которая была довольно популярна полтора столетия назад. Это когда запечатлевали умерших людей, загримированных под живых. Некоторые теологи и мистики до сих пор считают подобное увлечение игрищами с самой смертью. А некоторые африканские племена твердо уверены, что с помощью фотографии можно украсть душу. Посему снимать их смертельно опасно. Для фотографа разумеется.

И вот вроде мы – люди цивилизованные – не верим во все это. Но как со старинными зеркалами, нет-нет, а проскальзывает мыслишка, а вдруг и правда… И вот на эти подспудные страхи и была сделана ставка.

Собственно, оказавшись в заброшенном доме, ребята находят стену со странными фотографиями и старый советский «полароид», который, если говорить научным языком, стремиться изменить существующую реальность. А вот реальность этому всячески сопротивляется и стремиться вычеркнуть сфотографированный объект. А если по-простому – сфотографировался и увидел свою смерть. Если успел, конечно…

Согласитесь, эта тема невероятно увлекательна. Причем, в отличие от создателей той же «Невесты» Святослава Подгаевского Зенковичу удалось зрителя не просто заинтересовать, но и удержать его внимание от начала и до самого конца картины. Собственно, прежде всего тем, что в «Фото на память» присутствует живая интрига с примесью детектива. И раскрыть все тайны, щедро разбросанные авторами по сюжету, не удастся практически до финальных титров.

Кроме того, герои «Фото на память» ведут себя более-менее логично. И это подкупает. В этом смысле особенно порадовал персонаж Санжара Мади. Знаете, было даже как-то жаль, когда он выбыл из списка живых героев. Откровенно говоря, казалось, что он останется в числе выживших.

Ну как обычно – из передряги выбираются парень с девушкой. Помятые, в синяках и ссадинах, но живые. Однако не сложилось. Надо сказать, господин Зенкович удивил и здесь. Финал получился не только непредсказуемым, но и… несколько смешным.

Вообще, если говорить о личных впечатлениях, я не могу назвать «Фото на память» хорором. Да, в фильме есть несколько напряженных и — чего уж – кровавых моментов. Но после него не остается ощущения, что ты боишься всего на свете. Темноты, уснуть, тихих шорохов и прочего-прочего-прочего (хотя популярный нынче Instax стал несколько нервировать). Правда, справедливости ради, стоит отметить, что таких фильмов, в принципе, не много.

Основное количество современных ужастиков базируется исключительно на нагнетании обстановки и «бу-эффектах» в нужный момент. И если последним Зенкович пренебрег (что на мой взгляд не сделало фильм хуже), то с первым у него все отлично. Картина получилась очень атмосферной. И самое главное зловещий фотоаппарат не просто прошел через всю историю, Зенкович создал символ. Такой же как «Некрономикон» или маска Джейсона. И вполне возможно положил начало целой франшизе.

Фото из открытых источников

Читайте также