В Казахстане изменят форму налоговой отчетности для того, чтобы у казахстанских работодателей не возникало соблазна оставить сэкономленные на индивидуальном подоходном налоге низкооплачиваемых сотрудников себе, сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Азамат Амрин.
В Казахстане с 1 января 2019 года в рамках пяти социальных инициатив, для работников с заработной платой менее 25 МРП или 60 тыс. 125 тенге будет снижена ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в 10 раз, в результате размер ИПН для них будет составлять порядка 250-260 тенге, «сэкономленные» на разнице с нынешним налогообложением средства составят порядка 2 тыс. 300 тенге на каждого такого работника.
Учитывая, что всего в Казахстане таких работников насчитывается порядка 2 млн человек, общий объем дополнительных начислений с 1 января составит 29 млрд тенге.
«Конечно, соблазн всегда есть у работодателей, поэтому что мы будем делать для контроля? Будет меняться форма налоговой отчетности, в которую добавляется строчка – количество наемных работников, которые должны получать эту сумму, и общая сумма, которая перейдёт с подоходного на заработную плату», — сказал Амрин во время онлайн-конференции на портале Bnews.
При этом он подчеркнул, что, поскольку эта дополнительная сумма, на которую могут рассчитывать низкооплачиваемые работники, должна поступать «мгновенно, вместе с заработной платой», за финансовой чистоплотностью своих работодателей должны следить сами работники.
«Работник тоже должен осуществлять контроль, сколько перечисляется в пенсионный фонд, подоходного налога, медицинского страхования. В случае обнаружения таких фактов, наемный работник всегда может обратиться в инспекцию по труду. И, соответственно, инспекция по труду будет осуществлять контроль», — заметил представитель министерства.
Также, по его словам, в случае возникновения спорных ситуаций с зачислением «сэкономленных» на ИПН средств работникам должны помогать профсоюзные организации.
«Я считаю, что учитывая все эти составляющие, масштаб возможных последствий (удержания этих средств – Къ) больше, чем возможных выигрышей для работодателя, поэтому мы считаем, что таких фактов не будет», — заключил Амрин.