С 1 января 2020 года все граждане Казахстана будут обязаны ежегодно представлять государству декларацию о своих доходах и расходах. На первом этапе будет представляться так называемая входная декларация, которая станет отправной точкой для последующей оценки соответствия полученных официальных доходов и расходов. В идеале это должно сократить долю «тени», которая сейчас в Казахстане превышает четверть от общего объема экономики, при этом определенные лазейки для отмывания теневых средств система оставляет изначально.
Казахстан долго запрягал
О всеобщем декларировании в Казахстане речь зашла достаточно давно: сначала предполагалось, что в течение 2011–2012 годов будет проведена вся подготовительная работа и к 2013 году декларироваться в Казахстане будут все. Однако позже Министерство финансов признало, что законодательная база и технические возможности фискального ведомства не готовы к такому «прорыву» – сроки были перенесены на 2017 год.
В 2016 году всеобщее декларирование вновь перенесли – на 1 января 2020 года, причем некоторые депутаты мажилиса парламента настаивали на его внедрении в два этапа: в 2020 году ввести обязательное декларирование для городского населения, а для сельского растянуть процесс до 2025 года, до обеспечения всех сельских населенных пунктов высокоскоростным интернетом.
Однако оптико-волоконную связь на селе «Казахтелеком» пообещал внедрить гораздо раньше, в связи с чем дробить введение всеобщего декларирования не стали. Но государство взяло пятилетний (с 2016 по 2020 год) тайм-аут. Прежде всего для того, чтобы привести в порядок существующие базы данных по недвижимому и движимому имуществу. И чтобы максимально наладить обмен этими данными между госорганами и частными структурами.
Кто, когда и что будет декларировать
Как следует из разъяснений государственных органов, сдавать входную декларацию по форме 250 должны все совершеннолетние граждане Казахстана, оралманы и лица, имеющие вид на жительство. Также декларированию подлежат несовершеннолетние лица – при наличии зарегистрированного на них имущества или получении ими доходов. Только декларацию за них должны будут представлять их законные представители, то есть родители, попечители или опекуны. При этом в форме самой декларации будет указываться, кто именно заполнял и представлял декларацию за несовершеннолетнего. В случае несвоевременного или неполного представления сведений это лицо и будет нести ответственность.
Ответственность налагается и на лиц, которые несвоевременно сдадут декларации, заполненные на себя, либо «забудут» указать в них какое-то имущество либо доход, изначально им будет вынесено предупреждение. Повторное нарушение повлечет штраф в сумме трех месячных расчетных показателей. Напомним, что Налоговым кодексом предусмотрена сдача форм налоговой отчетности как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В связи с этим предусмотрено два срока представления декларации: на бумажном носителе – до 15 июля 2020 года, в электронной форме – до 15 сентября 2020 года.
Помимо этого под всеобщее декларирование подпадут и иностранцы – при наличии у них на территории Казахстана имущества или получении доходов из казахстанских источников, подлежащих обложению самостоятельно. Физическими лицами в 2020 году будут представляться декларации об активах и обязательствах, в которых необходимо указывать имущество, которое находится в собственности, в том числе квартиры, машины, вклады в банках, наличные деньги в размере до 500 минимальных заработных плат, а также финансовые обязательства по состоянию на 31 декабря 2019 года.
При желании граждане также могут декларировать драгоценности, ювелирные изделия, антиквариат, предметы искусства и прочее имущество стоимостью, превышающей 500 МЗП за единицу, при наличии подтверждающих цену документов. По предварительным данным, в 2020 году количество лиц, которые будут представлять декларацию, составит 12,9 млн человек, в том числе 7,4 млн горожан и 5,5 млн сельчан.
Начиная с 2021-го лица, которые на протяжении 12 месяцев получат лишь заработную плату, пенсию, стипендию и не будут иметь других доходов, например с продажи имущества, ограничатся представлением краткой декларации на одном листе без указания каких-либо цифр. Если же помимо вышеуказанных доходов будут получены дополнительные средства либо приобретено имущество, ценные бумаги или финансовые активы, то они должны будут представить уже подробную декларацию.
Был бы забор – лазейки найдутся
Ответ на вопрос, зачем государство столько лет выстраивает систему сопоставления доходов и расходов граждан, лежит на поверхности: для борьбы с теневой экономикой, которая сейчас, по оценкам экспертов, превышает четверть от общего объема экономики Казахстана. Зарплаты в конвертах само по себе введение всеобщего декларирования не отменит: их получатели могут годами представлять краткие повторные декларации без указания цифр. Но в последующем, когда обладатели таких зарплат вознамерятся купить что-то крупное, например квартиру или автомобиль, к ним могут возникнуть вопросы о том, откуда взялись средства на данную покупку, если все эти годы они жили на минимальную зарплату, налоговые отчисления от которой не соответствуют масштабам осуществленного приобретения.
Еще одним позитивным последствием введения всеобщего декларирования должно стать снижение уровня коррумпированности госорганов, поскольку сама возможность сравнивать доходы чиновников с их крупными расходами подразумевает серьезные осложнения в легализации взяток. Принцип тут тот же самый, что и с зарплатами в конвертах: приобретение квартиры в Европе при зарплате, позволяющей разве что двухкомнатную в старой Астане, станет поводом для разбирательств.
Впрочем, лазейка для вложения не учтенных в декларации средств видна уже сейчас – те самые биологические активы, драгоценности и антиквариат, которые предлагается указывать по желанию. То есть во входящей декларации можно не обозначить коллекцию драгоценностей или картин, а потом объяснить происхождение денег на недвижимость продажей необязательных к декларированию материальных ценностей. Например, породистого скакуна, который вполне вписывается в понятие «биологический актив» и не подлежит обязательной декларации, но стоит гораздо больше среднестатистической иномарки, которую в декларации надо указывать обязательно.
Поэтому ждать полного искоренения теневой экономики пока не стоит: сама по себе «тень» есть везде, даже в тех странах, где всеобщее декларирование практикуется десятилетиями. Так, по оценке международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, объем теневой экономики к 2017 году в США составлял 7,8% от ВВП, в Швейцарии – 8%, а благополучной Германии эксперты в 2011 году прочили и вовсе скачок «тени» до 15%. Но в случае с Германией надо учитывать, что рост теневой экономики прогнозировался ввиду возникновения угрозы массового наплыва нелегальных мигрантов, которые, как правило, получают неофициальную зарплату. И если сравнивать эти показатели с 39% теневого рынка в соседней с Казахстаном России или с 67% от ВВП в Азербайджане, который только присматривается к международному опыту введения всеобщего декларирования, то становится очевидным, что всеобщее декларирование является серьезным сдерживающим коррупцию и теневую экономику инструментом. Повторимся: сдерживающим, но не искореняющим.
О бедных банкирах замолвили слово…
Ну и наконец, введение всеобщего декларирования в Казахстане, похоже, решили использовать и для дополнительной помощи с ликвидностью нашим банкам. Речь идет о норме, согласно которой в первоначальной входящей декларации в 2020 году в графе «Наличные» можно будет указать только сумму, равную 500 МЗП (на сегодняшний день чуть более 12 млн тенге). Первоначально эта сумма преподносилась в СМИ как некое ограничение, но потом последовало разъяснение от КГД, согласно которому держать в матраце наличности вы можете сколько угодно, вот только с ее использованием могут возникнуть проблемы.
Иными словами, никто не запрещает хранить дома 15 млн тенге, 12 из которых вы отразите в первоначальной декларации. Но если в 2021 году вы решите использовать все 15 млн на покупку квартиры в Астане (средняя цена вторичной жилплощади в столице), то по 3 млн тенге у налоговой могут возникнуть вопросы относительно их происхождения. То есть исподволь завтрашних декларантов подводят к мысли о том, что хранить «избыток» наличности надо в банке – во избежание проблем с ее использованием в дальнейшем. Вопрос о доверии физлиц к банковской системе при этом в качестве аргумента не рассматривается, хотя бы потому, что государство обязуется возмещать вкладчикам потери в случае форс-мажора в размере до 10 млн тенге.