На прошлой неделе узбекские СМИ сообщили о том, что Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства Узбекистана планирует открыть свое представительство в Астане и других регионах республики. Это открытие происходит на фоне кризисной ситуации, сложившейся в Туркестанской области из-за наплыва дешевой продукции нашего южного соседа. Что мы делаем не так?
Новая структура фонда начала работу по организации торгового комплекса в Астане. В комплексе будут созданы все условия для узбекских экспортеров.
Издание UzDaily.uz процитировало исполнительного директора данного фонда Миразиза Исакова, по словам которого представительство будет проводить маркетинговые исследования рынков Казахстана, искать партнеров и рекламировать бренды Узбекистана и организовывать участие предпринимателей из Узбекистана в выставках, ярмарках, тендерах и других мероприятиях.
Впрочем, горькую пилюлю подсластили заявлением о том, что представительство фонда также будет оказывать содействие предпринимателям из Казахстана в установлении сотрудничества с бизнес-кругами Узбекистана и привлекать инвестиции в Узбекистан.
Авангард экспансии
Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства был создан при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в 2013 году. Таким образом, ещё в бытность премьер-министром Шавкат Мирзиёев создал задел для экспансии малого бизнеса страны на внешние рынки.
Однако за пять лет, видимо, удалось добиться лишь санации сектора. На тот момент, по данным Госкомстата республики, в стране были зарегистрированы около 300 тыс. субъектов малого бизнеса. А по состоянию на 1 января 2018 года в Республике Узбекистан количество действующих структур малого предпринимательства составило более 229,6 тыс.
Первоначальный размер Фонда составляет 5 млрд сумов (2201 UZS за $1), из которых 2,5 млрд сумов формируются за счет единовременного взноса из средств государственного бюджета, а оставшаяся часть – за счет добровольных взносов учредителей – субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, Национального банка внешнеэкономической деятельности, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, а также других коммерческих банков, финансовых институтов и доноров.
Изначально предполагалось, что источниками средств Фонда станут доходы, получаемые от оказания предприятиям малого бизнеса юридических, финансовых и организационных услуг, связанных с осуществлением внешнеэкономических операций, в виде комиссионных отчислений в размерах, общепринятых в международной практике – до 3% от стоимости контракта, а также другие источники, не запрещенные законодательством. В марте 2016 года уставный капитал был увеличен в три раза – с 5,3 млрд сумов (2853 UZS за $1) до 10,3 млрд сумов плюс $2 млн.
В декабре 2016 года фонд открыл представительство в Швейцарии. Также действуют представительства в Южной Корее, России, Испании, Италии и Болгарии.
В мае 2018 года в интервью узбекскому веб-изданию «Народное слово» Миразиз Исаков пояснил: «В организационном плане наше содействие включает в себя широкий спектр услуг, начиная от помощи в поиске иностранного партнера и заканчивая маркетинговыми исследованиями и рекламированием продукции, а в правовом поле мы не ограничиваемся консультациями наших специалистов: привлекаем к этой работе консалтинговые и юридические фирмы. Важным направлением является финансовая поддержка – фонд покрывает расходы по участию предпринимателей в международных тендерных торгах, зарубежных выставках и ярмарках, получению лицензий, разрешений, сертификатов, внедрению на предприятиях систем менеджмента качества, страхованию экспортных контрактов. Если говорить о результатах, то в прошлом году содействие было оказано более чем 3,6 тысячи предприятиям, а финансовая помощь превысила 7,2 млрд сумов ($1 = 8068,20 сум)».
Также Исаков рассказал о динамике объема экспорта, который в 2015 году составил чуть больше $1 млрд, в 2016 году – $1,3 млрд, в 2017 году – $1,4 млрд. По результатам первого квартала текущего года, узбекские предприятия экспортировали продукции на $277,4 млн. Существенную долю составляет промышленная продукция – 80%, или $222 млн. Доля сельского хозяйства составляет 18,5%, или $51,2 млн, доля услуг – 1,5%, или $4,2 млн. В экспортируемой производственной линейке существенное место занимают пищевая и химическая продукция, текстиль и кожаные изделия, мебель и стройматериалы.
При участии фонда создано 85 агрофирм, которые в прошлом году экспортировали продукции более чем на $46,5 млн.
При этом руководитель фонда подчеркнул: «Особый упор делаем на страны Центральноазиатского региона, экономическое и политическое взаимодействие с которыми вышло на качественно новый уровень развития. Уже в нынешнем году организовали участие более 200 наших предпринимателей в семи зарубежных выставках и ярмарках и выделили на эти цели более 617 млн UZS. По итогам деловых поездок за рубеж отечественные предприниматели заключили экспортные контракты на $50,3 млн и отправили продукции за границу на $556,1 млн.
Полное удвоение
Если перейти от частного, то есть работы фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства Узбекистана к общему, то есть к статистике, то, по данным министерства внешней торговли Узбекистана, Казахстан находится в топ-3 стран по объему товарооборота с южным соседом ($ 2811,3 млн за первое полугодие 2018 года). Если сравнивать с предыдущими периодами, то прогресс очевиден. По итогам 2016 г. товарооборот составил $1 810,9 млн, в том числе экспорт – $945,0 млн, импорт – $865,9 млн. За январь-сентябрь 2017 г. товарооборот составил $1 549,9 млн, в том числе экспорт – $832,4 млн, импорт – $717,5 млн.
Основные позиции экспорта: природный газ, свежая и переработанная плодоовощная продукция, текстильные изделия, химическая продукция, пластмассы, строительные материалы, транспортные услуги. Импорт: пшеница и мука, черные и цветные металлы, цинковый концентрат, семена подсолнечника, бурый уголь, асбест, пластмассы, химическая продукция, услуги.
При этом только за три месяца прошлого года в экспортную деятельность вовлечены 280 новых предприятий. Освоен экспорт 100 новых видов товаров. Вместе с тем география отгрузок узбекистанской продукции расширена на 44 новых рынка сбыта.
Опять же по данным министерства соседней страны, в настоящее время в РУ функционируют 260 предприятий с участием казахстанского капитала (224 совместных и 36 предприятий со 100% казахстанским капиталом), аккредитованы представительства 10 компаний Казахстана. Основные сферы их деятельности: торговые операции, оказание транспортно-логистических и прочих видов услуг, производство строительных материалов и товаров народного потребления.
Вместе с тем на территории Казахстана создано 105 предприятий (совместные предприятия, торговые дома и филиалы) при участии резидентов Республики Узбекистан, с целью организации экспортных поставок на казахстанский рынок.
Стратегия против апатии
Бывший премьер, а теперь президент страны Мирзиёев, видимо, четко понимая принципы общественного устройства родной страны, сделал особую ставку на каждую ячейку общества, то есть, на семью. В Узбекистане источником и принципом роста благосостояния страны должна стать каждая отдельная семья, в отличие, к примеру, от Казахстана, где отдельные лица, становятся опорой для всей своей большой семьи, дальних родственников и пр. Для этих целей в этом году в Узбекистане была запущена госпрограмма «Каждая семья – предприниматель».
Она направлена на обеспечение оказания всемерной поддержки предпринимательских инициатив населения, желающего заниматься предпринимательством, выделения ему льготных кредитов и предоставления ответственными ведомствами систематической практической помощи на каждом этапе организации и осуществления предпринимательской деятельности. В том числе предполагается обучение населения, не занимавшегося предпринимательством и доходообразующей деятельностью, навыкам предпринимательства.
Предусмотрено также и создание возможностей для населения в зарабатывании дополнительного дохода посредством оказания финансовой поддержки в организации субъектов надомного труда и мелких производителей (микрофирм).
Более того, есть даже вариант наставничества или шефства в виде создания мини-кластеров с закреплением предпринимателей, имеющих бизнес-навыки и достигших положительных результатов в данной отрасли, за семьями, начавшими заниматься новой предпринимательской деятельностью в махаллях, с учетом специализации сельской местности и махаллей.
Льготные кредиты коммерческих банков выдаются в сумме до 150-кратного размера минимальной заработной платы (184 300 UZS, или $23,6; согласно данным Госкомстата Республики Узбекистан, средняя зарплата в Узбекистане за период с января по сентябрь 2017 года составила 1 000 346 сума ($123,6) – для развития семейного предпринимательства на основе рекомендации руководителей секторов по социально-экономическому развитию территорий и сходов граждан махаллей.
Также предусмотрено выделение льготных кредитов в сумме более чем тысячекратный размер минимальной заработной платы на высокоэффективные проекты субъектов предпринимательства, направленные на создание устойчивых рабочих мест в районах и городах.
С учетом реализации этой программы готовятся и отчеты статистического ведомства. Январский релиз, например, выглядит так: «По состоянию на 1 января 2018 года количество зарегистрированных семейных предприятий, прошедших государственную регистрацию в качестве юридического лица, составило 12184 единицы, из них действующие составили 11679 единиц, или 95,9%. Это показывает, что по сравнению с предыдущим годом рост количества зарегистрированных и действующих семейных предприятий составил 39,9%. Если рассмотреть количество действующих семейных предприятий в разрезе видов экономической деятельности, то основная доля приходится на промышленность – 38,6% или 4512 единиц, 20,2% или 2354 единиц – на услуги по проживанию и питанию, 15,4% или 1803 единиц – на торговлю, 12,0% или 1401 единиц – на сельское, лесное и рыбное хозяйство, 1,3% или 149 единиц – на информацию и связь, 1,2% или 143 единиц – на строительство, 1,1% или 133 единиц – на перевозку и хранение».
В 2017 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП составила 53,3% или 119301 млрд сум (в Японии – 55%, Германии – 54%, США – 52%, Казахстане – 25,6%, России – 20%). В малом бизнесе работает 78,3% занятого населения страны, тогда как в 2000 году данный показатель составлял всего 49,7%.
В 2017 году доля малого бизнеса в производстве промышленной продукции составила 39,6% против 12,9% в 2000 году, сельского хозяйства – 99%, строительстве – 65,1%, розничном товарообороте – 88,4%. Доля малого бизнеса в общем объеме экспорта республики составляет 27%, импорта – 50%, инвестиций – 32%.
В республике для развития малого бизнеса и частного предпринимательства созданы следующие условия. Время для регистрации малого бизнеса составляет 30 минут. Для регистрации субъекта в качестве индивидуального предпринимателя требуется подготовить только один документ, а в качестве малого предприятия с юридическим лицом – два документа. Ставка единого налогового платежа, по которому практически облагаются все малые предприятия, составляет 5% от объемов реализованных товаров и услуг. Действующая ставка единого социального платежа, по которому облагаются все виды деятельности субъектов малого бизнеса, составляет 15%.
Вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется посредством выдачи банками кредитов с субсидированной ставкой; поручительства Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности субъектам бизнеса в размере до 50% от суммы получаемого кредита и представления Фондом компенсации процентных расходов по кредитам коммерческих банков.
Тем временем в Казахстане
Пару недель назад о тревожной ситуации в тепличной отрасли заявили эксперты региональной палаты предпринимателей (РПП). Согласно их данным, производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области из-за наплыва дешевой узбекистанской продукции становится убыточным делом. Уже несколько тепличных хозяйств изменили свои планы по развитию, сократили объемы экспорта и выпуска продукции.
Причина неконкурентоспособности казахстанских фермеров с соседями кроется в гораздо более выгодном положении узбекистанских предпринимателей. Так, одно из ключевых мест в структуре себестоимости тепличной продукции в Туркестанской области составляют расходы на коммунальные услуги. По представленной РРП информации, разница их стоимости с узбекистанскими в зависимости от видов составляет от 71 до 95%. Так, газ в Шымкенте стоит дороже, чем в разных узбекистанских городах в среднем в 2,5 раза, электроэнергия – в 2,7 раза.