Благодаря свободно плавающему курсу национальной валюты в стране обеспечивается соответствие стоимости тенге внутренним и внешним фундаментальным факторам. Такое заявление сделала глава Департамента монетарных операций НБ РК Алия Молдабекова на круглом столе «Денежно-кредитная политика Казахстана».
Сегодня топ-менеджеры Национального банка, известные экономисты, финансовые аналитики и эксперты обсудили денежно-кредитную политику НБ РК.
Алия Молдабекова сообщила, что переход к свободно плавающему обменному курсу позволил сэкономить государственные средства и положительно отразился на платежном балансе страны.
«Фиксированный курс порой негативно влиял на экономику. В 2014 году, когда цена на нефть упала, упал российский рубль, выросли инфляционные ожидания. Стабильность обменного курса была иллюзорной. На самом деле, волатильность присутствовала на денежном рынке. В 2014 и 2015 годах Нацбанк РК потратил на поддержку курса $22 и $17,7 млрд соответственно», — пояснила глава департамента финрегулятора.
В первом полугодии 2018 года дефицит текущего счета сократился в 2 раза до $1,4 млрд ($2,9 млрд в I полугодии 2017 года). Приток прямых иностранных инвестиций вырос в 1,5 раза и составил $4,8 млрд.
«Волатильность курса, с одной стороны подрывает доверие, потому что у населения и юридических лиц нет уверенности по курсу. В то же время, сдерживание ослабления или укрепления тенге — это как эффект пружины, которая в случае сильного зажатия, в конце концов распрямится и эффект будет еще более негативный. К волатильности, нужно подходить с точки зрения, что курс «волатилит» как в одну, так и в другую сторону. В прошлом году, курс доллара тоже рос, но затем много месяцев мы наблюдали за укреплением тенге», — пояснила Алия Молдабекова.
Фото: Олег СПИВАК