Новости

Эксперты: «Ситуация на казахстанском рынке сахара сложилась критическая»

Производители сахара убеждены, что в стране дефицит этого сырья создан искусственно

В Казахстане осталось сахарных запасов на 5-7 дней. Ситуация усугубляется отменой льгот — беспошлинного ввоза сырья и сахара в Казахстан из стран за пределами ЕАЭС, ожидаемым дефицитом производства сахара в России из-за низкого урожая.

«Ситуация на казахстанском рынке на сегодняшний день с сахаром сложилась критическая, причем как для производителей (переработчиков как потребителей сырья в виде сахара) так и для потребителей, для народа. Потому что сахар на остатках у тех, кто его закупает, везет из ближнего и дальнего зарубежья, по нашим «прикидкам», осталось на 5-7 дней. Через две недели в сетях закончится сахар», — отметил руководитель управления цепями поставок пищевого дивизиона компании Raimbek Сурен Абибулаев.

Сурен Абибулаев.jpg

Он и другие производители убеждены, что в стране дефицит этого сырья создан искусственно.

В июле 2018 года было подписано, а в августе вступило в силу постановление о том, что с августа никто (из стран ТС) не может завозить беспошлинно сахар из третьих стран. Сумма пошлины — $340 за тонну. При цене Лондонской биржи на сахар — $330 за тонну. Российский сахар обходился алматинским бизнесменам в $500 за тонну.

«Такая ситуация сложилась в связи с тем, что после вступления в таможенный союз, Россия и Беларусь навязывают нам свою политику (приобретение и потребление сырья внутри таможенного союза), соответственно все рынки долгое время пытались нам перекрыть ввоз сырья и продукции из третьих стран, из зарубежья, несмотря на то, что там складывается благоприятная, конкурентная среда», — отметил он.

Оплата ввозной таможенной пошлины повлечет за собой увеличение себестоимости продукции казахстанских производителей.

«Кроме того, оплата ввозной таможенной пошлины повлечет за собой значительное – более чем на 40% увеличение себестоимости готовой продукции, что влечет за собой поднятие рыночных цен на готовую продукцию, уменьшение потребительского спроса и снижение производственных объемов. Увеличение себестоимости готовой продукции однозначно делает казахстанские товары неконкурентоспособными не только на территории Республики Казахстан, но и остановит возможный экспорт в страны ближнего зарубежья», — говорится в пресс-релизе.

Еще больше обостряет ситуацию остановка работы ЦАСК, которая поставляла до 80% казахстанского сахара, производимого из завезенного из Бразилии сахарного тростника.

«Сложилась интересная ситуация – когда чиновники отказывались от сахара (ввозимого из-за пределов ЕАЭС), производителям они в устном порядке гарантировали, и даже был подписан определенный документ под названием «План мероприятий», который гарантировал нам сахар казахстанского происхождения по определенной цене (предполагалось, что чиновники согласуют ее с местными производителями). До недавнего времени большая часть сахара производилась и перерабатывалась Центрально- Азиатской сахарной корпорацией (ЦАСК). Порядка 70-80% сахара, который был на территории Казахстана, реализовывался и продавался, был сахар ЦАСК. С 1 августа ЦАСК приостановил свою деятельность, то есть 80% заводов – три завода, которые принадлежали ЦАСКу, приостановили деятельность в связи с какими-то обстоятельствами, возможно, финансовой ситуацией. Деталей мы не знаем, но факт – у нас сахара казахстанского производства нет уже второй месяц. Сахар они производили из тростникового сырья и больше его не производят», — резюмировал Сурен Абибулаев.

В России ожидается дефицит сахара в связи неблагоприятными погодными условиями и низким урожаем. Соответственно, Казахстану рассчитывать на российский сахар по выгодной цене не приходится.

«РФ заявляет о падении урожая на 20-30%. Производительность российских заводов 5,5-6,5 млн тонн в год, в зависимости от урожая. Потребление внутри России порядка 6 млн тонн в год – страна обеспечивает по большому счету сахаром только себя. При этом, когда вопросы обсуждались в Астане, мы неоднократно говорили, что Россия нестабильный поставщик, зависящий от урожайности. Казахстанская потребность 500-550 тыс. тонн в год – этот объем Россия не готова закрывать, попросту у них его нет. На сегодняшний день мы имеем информацию, что Россия в этом году выходит на прогноз ниже внутренней самодостаточности – 5,7-5,9 млн тонн, то есть ожидается, что в РФ дефицит составит от 100 до 300 тыс. тонн. Говорить о том, что РФ отгрузит какой-то объем в Казахстан – сомнительно, цена на российский сахар очень быстро растет, и россияне спекулятивно подогревают ее, основные производители на протяжении трех недель не отгружают сахар, придерживают, ждут роста цен», — заключил руководитель управления цепями поставок пищевого дивизиона компании Raimbek.

В свою очередь глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева выразила сомнения в отношении дальнейшего развития отрасли производства безалкогольных напитков.

Алия Мамытбаева.jpg

«Отрасль безалкогольных напитков развивалась стабильно последние 20 лет, были инвестиции, они и сейчас есть, много сделано. Ситуация с сахаром ставит под вопрос дальнейшее развитие этой отрасли», — отметила Алия Мамытбаева.

По ее словам, ожидается пересмотр перечня материалов и сырья, завозимых по льготным тарифам.

«Тот дефицит, как по сахару, так и по другим видам сырья как был, так и остается. Казахстан в настоящий момент становится заложником, своего сырья у нас нет. Сахар — это первая ласточка. Будет пересматриваться весь перечень материалов и сырья, которые завозятся в рамках контракта. Казахстан в течение 10 последних лет использовал тарифные льготы», — отмечает она.

Повышение цены на сырье непосредственно отразится на ценах для потребителей.

«Касательно цены – она для нас повышается. Это несомненно скажется на цене для потребителей. Российские сахара технологически очень несовершенные, в  кондитерской отрасли требуется более качественный продукт, который РФ никогда не умела делать и в ближайшее время не научится», — отмечает генеральный директор АО «Рахат» Константин Федорец.

Константин Федорец_1.jpg

По его мнению, в первую очередь пострадают мелкий бизнес, занятый в кондитерской сфере.

«В России мощная группа объединенных кондитеров и для них цена российского сахара не изменится, что скажется на конкурентоспособности отечественных производителей на казахстанском рынке. Для мелких производителей ситуация будет крайне чувствительна, и они пострадают в первую очередь», — считает он.

Бизнесмен считает, что государство должно регулировать процессы внутри таможенного союза, в частности с сахаром, в угоду потребителя, но никак не российского производителя.

«Последнее время что делали власти? Позиции не было фактически никакой, она была сдана в условиях ТС. Ожидаем, что власти одумаются и не возложат проблемы на плечи бизнеса. Бизнес всегда найдет решение, но, к сожалению, оно фактически всегда будет сделано за счет цены для потребителя», — заключил он.

«В существующих условиях отмена льгот для казахстанских предприятий пищевой отрасли является преждевременной. Для обеспечения конкуренции в приобретении белого сахара предприятиям-потребителям сахара необходимо оставить существующие льготы для возможности приобретения сахара по наиболее выгодным ценам независимо от страны происхождения (дальнее зарубежье или государства ЕАЭС, СНГ)», — подчеркивается в пресс-релизе.