Новости

Антикоррупционная служба указала на системные проблемы в министерстве энергетики

В качестве наглядного примера названо громкое дело по очистке озер в Щучинско-Боровской курортной зоне

Громкое дело по очистке озер в Щучинско-Боровской курортной зоне продемонстрировало системные проблемы. Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции призывает к большей прозрачности госзакупок и применению новых механизмов предупреждения рисков.

«Выявлено два факта, когда деньги фиктивно перечислялись за якобы выполненные работы. Это показывает, на наш взгляд, системность проблемы»,  сказал сегодня на встрече с руководством и коллективом министерства энергетики заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас Бектенов.

«Понятно, что госзакупки в целом совершенствуются, есть определенные механизмы предотвращения коррупции в этой сфере. Но, как практика показывает, к сожалению, находят окольные, обходные пути. Здесь необходимо поработать над вопросами прозрачности. Нужен общественный контроль за всем. Если бы, к примеру, информация о планируемых затратах была известна более широкому кругу лиц, и приёмка работы осуществлялась публично, с участием представителей общественности, то, возможно, мы бы таких последствий не получили. И сейчас в этой аудитории об этом бы не говорили. Руководству министерства нужно подумать, как выстроить эту работу с максимальной транспарентностью, открытостью»,  сказал Олжас Бектенов.

Также, по его словам, в министерстве энергетики не в полной мере применяются новые механизмы противодействия коррупции, которые заложены в действующем сейчас законе, в том числе анализ коррупционных рисков. 

«Он бывает внешний и внутренний. Внутренний анализ коррупционных рисков должен проводиться самим государственным органом у себя по своим внутренним бизнес-процессам. И причем он более эффективен, по моему убеждению, чем внешний анализ. Потому что вы лучше внешнего эксперта знаете все ваши внутренние проблемы, все лазейки, которые используются недобросовестными чиновниками для коррупционных своих поползновений. К этому вопросу надо более ответственно подходить»,  отметил спикер. 

При этом он указал на то, что даже тот внутренний анализ, который был проведен министерством, оказался декларативным, так как не было выявлено ни одного значительного риска, а в Комитете экологического регулирования и контроля вообще не выявлено ни одного риска. Тогда как анализ следственно-оперативной практики АГДСПК позволил обнаружить серьёзные коррупционные риски именно в деятельности данного комитета.

По итогам анализа работы дисциплинарной комиссии в министерстве энергетики выявлены систематические нарушения правил наложения дисциплинарных взысканий, выразившиеся в нарушении процедур проведения служебных расследований. Сохраняется также практика досрочного снятия взыскания: за первые шесть месяцев 2018 года выявлено 28 таких фактов, в прошлом году этот показатель составлял 26. 

«Идет увеличение. Я понимаю, разные моменты бывают, когда взыскание снимается досрочно. Думаю, здесь надо подходить более принципиально. Если человек наказан – он должен прочувствовать это наказание. Иначе, не про ваше министерство, но есть у нас факты, когда снимают взыскания и через два дня, и через неделю. То есть для галочки формально наказывают, потом снимают перед праздниками, чтобы человек премию получил»,  пояснил позицию антикоррупционной службы Олжас Бектенов. 

Настораживает его и рост административных правонарушений, совершенных работниками министерства энергетики. В качестве примера он назвал главного специалиста Жусупова, который за последние годы совершил 10 административных правонарушений, при этом по семи административным делам штрафы до сих пор не оплачены. Они сейчас находятся уже на принудительном исполнении. 

«Еще один пример  ведущий специалист государственного экологического контроля Шалкарбаев. Он совершил четыре правонарушения, по трем из них не оплачивает штрафы, долгое время избегает. Это бьет по имиджу, мы с прокуратурой сейчас совместную работу проводим»,  резюмировал спикер.