Летом этого года в Национальном банке заработала регуляторная песочница. Здесь даже прошли опытные испытания нового продукта. Правда, инициирован он был самим надзорным органом. Kursiv.kz попытался узнать, почему БВУ не спешат сообщать НБ о своих ноу-хау.
60% компаний, которые были в индексе DJIA в 80–90-х годах прошлого века, покинули его. Теперь в почете другие лидеры. Индустрия 4.0 ставит жесткие условия: гиганты рынка должны перестраиваться или уходить в небытие. Новые финансовые технологии сметают привычный порядок вещей, и инвесторы охотнее вкладывают деньги в интернет-платформы, специализирующиеся на страховании, платежах, кредитовании, чем в традиционный бизнес.
Согласно исследованию KPMG, по итогам шести месяцев 2018 года финтех-компании привлекли $57,9 млрд. Аудиторы даже составили рейтинг самых успешных структур отрасли – Fintech100. По словам специалистов, здесь доминируют организации, которые работают с платформами для кредитования и платежей, со страховыми продуктами, цифровыми банковскими технологиями, и компании, специализирующиеся на обработке big data. Согласно исследованию Thomson Reuters, Россия занимает 3-е место среди 20 крупнейших мировых рынков по частоте использования инновационных услуг в финансовой сфере. В Казахстане такой статистики нет.
Отечественные банкиры предпочитают обходить стороной цифры и утверждают, что основным препятствием для полномасштабного внедрения финтех-решений в стране являются административные барьеры и строгий подход регулятора ко всем новшествам. Уловив последние тенденции, для тестирования услуг и сервисов с применением инновационных финансовых технологий Национальный банк открыл регуляторную песочницу. В НБ объяснили, что сервисы или технологии после тест-драйвов в лаборатории надзорного органа могут быть либо одобрены с последующей разработкой необходимой нормативно-правовой базы, либо признаны нецелесообразными для нашего рынка. Пока благодаря регуляторной песочнице был запущен один проект – система мгновенных платежей. Сервис позволяет бесплатно переводить деньги между клиентами разных банков по номеру мобильного телефона в любое время суток в режиме 24/7. Правда, систему разработали специалисты Нацбанка и лишь два БВУ согласились на тестирование продукта – АО «Банк ЦентрКредит» и АО «Altyn Bank».
Заместитель председателя НБ РК Олег Смоляков с легкостью объяснил скрытность финансовых организаций: «Условно говоря, если в регуляторную песочницу придет банк апробировать финансовые технологии, при положительном результате мы изменим законодательство, но тогда все кредитные учреждения будут знать о новом продукте и смогут им воспользоваться. Сейчас каждый банк предпочитает не делиться информацией и заниматься самостоятельным апробированием продуктов».
Сторонние наблюдатели говорят, что совместная работа регулятора и участников рынка по тестированию новых сервисов и технологий могла бы способствовать расширению спектра финансовых услуг и повышению конкурентоспособности отечественного финансового рынка. Возможно, этого не происходит потому, что банки и не собираются разрабатывать революционные решения. «Казахстанский рынок небольшой, поэтому сектор будет использовать только финтех, который уже где-то опробован. Это будут «костыли», которые уже кем-то созданы, поэтому нам они обойдутся дешево. Дорогие продукты, которые требуют экспериментов и нововведений, для Казахстана пока неподъемны», – поделился мнением председатель правления АО «Банк ЦентрКредит» Галим Хусаинов.
Участники рынка условно делят банковский финтех на front и back. Это раньше сотрудники back office выполняли рутинные, административные, обслуживающие функции управления бизнесом. Теперь в их компетенцию входит разработка и внедрение IT-технологий. «Все, что видят клиенты, – это фронтовая часть. Но много инвестиций банки вкладывают в бэк-офисные операции, автоматизацию процессов, что ведет к существенному сокращению расходов. Полагают, что и дальше наш банковский сектор будет двигаться в этом направлении. Если говорить о front office, то в стране много банков, которые сделали большие шаги в этом направлении и по конкурентоспособности находятся на уровне западных рынков», – отметил глава БЦК.
Пока представители крупного финансового сектора не видят конкурентов среди небольших кредитных онлайн-компаний. Кроме того, открыто из банкиров никто не интересуется казахстанскими финтех-стартапами. «Отрасль финтех будет развиваться именно через банки. Дело в том, что финтех требует больших капиталовложений: у вас должны быть разработчики, службы безопасности, хорошая IT-команда, а это могут обеспечить только большие институты», – поделился мнением заместитель председателя правления АО «Народный банк Казахстана» Мурат Кошенов.
Как бы ни упирались отечественные финансисты, от мировых тенденций не убежать, и рано или поздно они начнут интересоваться местными разработками в области финтех и им понадобится тестовая лаборатория Нацбанка. И чем раньше это случится, тем в большем выигрыше окажутся владельцы, менеджеры и клиенты БВУ.