Новости

Налоговики предлагают свой способ решения проблемы ажиотажа в отопительные сезоны

Комитет государственных доходов МФ РК дозрел до разработки системы, которая позволит отслеживать каждый последующий факт продажи топлива на рынке и сможет заработать в Казахстане с 2019 года

На протяжении последних двух лет в разных регионах Казахстана в разгар отопительных сезонов вспыхивает ажиотаж, связанный с нехваткой угля и с завышением цен на него со стороны перекупщиков. Укоротить цепочку между недропользователями и покупателями угля местные власти обещают давно, однако на практике до сих пор сделать это не удалось никому. И вот Комитет государственных доходов Министерства финансов РК дозрел до разработки системы, которая позволит отслеживать каждый последующий факт продажи топлива на рынке и сможет заработать в Казахстане с 2019 года.

Речь идет об информационной системе «Виртуальный склад», в которую в приказном порядке планируется «загнать» всех участников угольного рынка. На первоначальном этапе в эту систему, работающую в системе онлайн, будут заведены данные обо всех объемах угля, добытых в республике. При продаже угля с месторождения тому или иному трейдеру будет выписываться электронная счет-фактура, включающая в себя сведения об объемах и стоимости проданного угля. Соответственно, трейдер также должен будет сопровождать все свои дальнейшие торговые операции с углем выписыванием электронных счет-фактур с аналогичными данными, за исключением продаж угля конечному потребителю – последний будет получать лишь фискальный чек, также содержащий сведения об объеме и стоимости купленного товара.

Эти чеки также будут отражаться в системе в режиме онлайн, что позволит отследить всю цепочку поставок и уровень ценообразования на всей ее протяженности. По словам руководителя специализированного управления Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Шавката Кудабаева, такой механизм позволит выявить всех участников угольного рынка, в том числе и тех, кто закупает уголь якобы для собственных нужд, а потом перепродает его физлицам вдвое, а то и втрое дороже номинала.

«Мы в рамках этого «Виртуального склада» сможем отслеживать все передвижения угля начиная с месторождения, сможем видеть, какой объем и по каким ценам уходит тому или иному трейдеру как промежуточному звену между потребителем и недропользователем либо напрямую физическому лицу-потребителю, которое закупает уголь с самого месторождения. И нам это позволит осуществлять надлежащий государственный контроль в сфере налогообложения, определяя, какая маржа на каком этапе остается у трейдера, чтобы он в полной мере исполнил свои налоговые обязательства перед государством», – говорит Кудабаев.

Таким образом, вопрос о попытке уклониться от налогообложения в полной мере со стороны крупных трейдеров данная система снимет сразу. Проблема в том, что ажиотаж с углем в Казахстане создают, как правило, не крупные игроки (по оценкам главы спецуправления, в стране около 40 компаний, занимающихся собственно добычей угля, и на каждую из них «завязано» по шеть-семь крупных трейдеров), а мелкие ИП. И выводить их из тени, в которой они сейчас пребывают и которая позволяет им накручивать цену на уголь по своему усмотрению, немного сложнее – тут, по словам налоговиков, на помощь «Виртуальному складу» должна прийти система управления рисками.

«Как таможня боролась с «несунами» на «Хоргосе»? Выявлялись одни и те же физические лица, которые по десять раз на дню пересекают государственную границу и каждый раз заносят товары народного потребления якобы для личного пользования, – напоминает Кудабаев. – Тут будет то же самое: как только некто, назовем его «ИП «Иванов», на протяжении недели получит от крупного трейдера семь чеков на суммарный закуп 30, 40, 50 т угля якобы в личное пользование, к этому ИП тут же пойдет уведомление о проверке его деятельности. Потому что не может он за неделю физически сжечь 50 т угля для отопления одного дома, особенно если этого дома за ним в собственности не числится», – замечает он.

Таким образом, подключение системы управления рисками к данным «Виртуального склада» позволит вычислить всю цепочку посредников между месторождением и потребителем, собрав все данные о продаже объемов и стоимости этих продаж на каждом этапе. Когда же эти данные налоговиками будут сформированы, к работе с ними должны будут подключиться специалисты антимонопольного ведомства: КГД может выявить всех участников цепочки, вычленить тех из них, кто не платит налоги с перепродажи угля – и покарать угольных «несунов» именно за это. Но вопрос ценообразования на уголь не входит в компетенцию фискалов, то есть если ИП «Иванов» купило уголь за 14 тыс. тенге за т, а продает за 28 тыс. тенге за тонну, при этом оплачивая налоги с этой маржи в полном объеме, то у фискального ведомства к нему вопросов быть не может.

Вопросы к этому ИП должны появляться у комитета по защите конкуренции, который, базируясь на данных «Виртуального склада» и систем управления рисками, может доказать, что действия данного ИП в определенный временной промежуток привели к дефициту угля в конкретном регионе, что сделало его доминантом на этом конкретном рынке. А ценообразование доминантов четко регламентируется законом и никаких двойных и тройных накруток на себестоимость реализуемого ими товара делать не позволяет. Но для того, чтобы антимонопольщики могли накинуть эту узду на мелких перекупщиков и заставить их выплачивать государству всю неправомерно полученную прибыль, их надо сначала выявить, чем и будет заниматься со следующего года «Виртуальный склад».

«Сам «Виртуальный склад» мы предполагаем внедрить в 2019 году, сейчас мы этот вопрос активно отрабатываем с бизнес-сообществом: мы привлекли крупных недропользователей, с ними отрабатываем всю техническую часть. Как это будет выглядеть на сегодня, понимание есть, – сказал Кудабаев на брифинге в начале октября этого года. – В следующем месяце (ноябре. – Къ) мы будем тестировать эту систему с крупными трейдерами, и в течение следующего года уголь официально будет включен в перечень тех товаров, которые будут контролироваться системой «Виртуальный склад». Соответствующая законодательная поправка сейчас находится на рассмотрении в правительстве, в ближайшее время законопроект будет внесен в парламент, ожидаем, что до конца года законопроект будет принят», – добавил он.