Новости

Маньяк в маске возвращается

Сорок лет назад «Хэллоуин» Джона Карпентера стал родоначальником жанра слэшер. В этом  году режиссер Дэвид Гордон Грин решил осчастливить поклонников жанра и самого «Хэллоуин» продолжением истории

Сорок лет назад «Хэллоуин» Джона Карпентера стал родоначальником жанра слэшер. В этом  году режиссер Дэвид Гордон Грин решил осчастливить поклонников жанра и самого «Хэллоуин» продолжением истории

Сорок лет назад в 1978 году в жанре хоррор появился поджанр слэшер (иначе его называют жанром отсчета тел). В его основе не злобные привидения, а убийца-психопат (часто в маске), крошащий всех подряд направо и налево и, конечно же, море кровищи. Его родоначальником стал «Хэллоуин» Джона Карпентера («Нечто», «В пасти безумия»). Именно он создал каноны, по которым потом сняли «Техасскую резню бензопилой», «Хостел», «Крик», «Пятница, 13-е» и многие-многие другие. Жанр быстро обрел поклонников и пользуется популярностью до сих пор.

Ну а сам «Хэллоуин» стал не только родоначальником слэшеров, но и одним из лучших хорроров  в истории кино и при крошечном бюджете в $325 тыс. долларов собрал в прокате $60 млн. Образ молчаливого маньяка в маске Уильяма Шэтнера покорил зрителя. Еще бы – абсолютное зло без какой-либо мотивации, которое сложно остановить. И да – в отличие от призраков, тут никто, так сказать, не застрахован…

В общем, в полном соответствии с законами Голливуда, как и любой удачный проект «Хэллоуин» получил продолжение.  Последователи последователями, но отпускать полюбившегося героя крайне нерентабельно. И на экранах с завидной периодичностью стали появляться сиквелы, триквелы и прочая-прочая.  За сорок лет их вышло аж 10 штук – почти сериал.

И вот в этом юбилейном году режиссер Дэвид Гордон Грин («На дне», «Красные дубы», «Завучи», «Властелин разметки») решил осчастливить поклонников жанра и конкретно самого «Хэллоуин» продолжением истории. Одноименная картина традиционно вышла незадолго до самого Хэллоуина.

Как и в жизни в фильме тоже прошло 40 лет. Майкл Майерс молча сидит в психушке, а единственная выжившая 40 лет назад жертва Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис) стала мамой, а потом и бабушкой. Правда ее семейная жизнь как-то не задалась. Поскольку она не просто превратила свой дом в крепость, начиненную огромным количеством ловушек, но свою дочь Карен (Джуди Грир) растила как бойца коммандос. Посему нет ничего удивительного в том, что при первой возможности дочь сделала ноги, практически прервала с матерью общение сама и сделал все, чтобы ее дочь Эллисон (Энди Мэтичак) как можно меньше контактировала с бабушкой. Очевидно опасаясь, что паранойя заразна.

Но, как говориться, зло не дремлет. Когда власти решили, что хватит тратить деньги налогоплательщиков на содержание всяких маньяков и отправили их в последний путь (собственно к месту казни), автобус с психами потерпел аварию (о том, как это произошло, история умалчивает), а Майкл Майерс сбежал. И пошел убивать всех без разбору (мужчин, женщин, подростков).

Бабуля Лори, едва узнав об этом, просекла, за кем придет психопат-убийца, но дочь ей привычно не верит, а внучка ушла на школьную дискотеку. И дозвониться до нее, конечно же просто нереально…

Начну, пожалуй, с того, что создавая свой «Хэллоуин» господин Грин решил напрочь проигнорировать все сиквелы. Так что, если вы их не видели – это никоим образом не проблема.

Проблема в том, что нынешний «Хэллоуин», хотя и продолжает «Хэллоуин» 1978 года, но никоим образом ему не соответствует.  Прежде всего потому, что для слэшера он очень уж стыдливый. Мы практически не видим, как маньяк потрошит своих жертв – нам показывают по большому счету, так сказать, законченную композицию. Да, первый «Хэллоуин» в этом смысле тоже был достаточно целомудренным. Но там была очень атмосферная режиссура. А вот здесь ее, к сожалению, нет.

Более того, если за героев картины Джона Карпентера ты переживаешь, то за героев Дэвида Гордона Грина – нет. Во-первых, они слишком уж картонные. Безликие. А во-вторых, бьют все мыслимые и немыслимые рекорды по идиотскому поведению. Понятно, что герои ужастика должны быть с атрофированным  инстинктом самосохранения, но не до такой же степени! В результате половину фильма зал не сопереживал героям, за которыми гонялся маньяк, а откровенно потешался над их действиями. Это просто убило атмосферу хоррора.

Единственным персонажем, который вызвал интерес, был, пожалуй, лечащий психиатр Майерса (Халук Бильгинер), который с не менее маньячным энтузиазмом пытался выяснить, что же твориться в голове его подопечного. Но, к сожалению, ему выделили слишком мало экранного времени.

В целом, «Хэллоуин» 2018 – абсолютно проходной фильм на один раз. Не только в рамках франшизы, но и в рамках жанра. На один раз. Не более. А вот если действительно хочется погрузиться в мрачную атмосферу слэшера, лучше пересмотреть тот самый «Хэллоуин» 1978. К тому же Хэллоуин скоро…