Дружба дружбой, а нефть и газ – врозь
По мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслава Додонова, в связи с ростом востребованности газа, ростом его экспорта из Казахстана, очевидно, что создание самостоятельной специализированной газовой компании в Казахстане было бы целесообразно, сообщает Время.
На текущий момент за добычу и транспортировку нефти и газа напрямую отвечает АО НК «КазМунайГаз», в котором не первый год проходит процесс трансформации и оптимизации, пишет Forbes.
Так по мнению эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК «насколько можно судить по открытым источникам, в портфеле трансформации КМГ есть проекты внедрения новых моделей технического обслуживания и ремонтов оборудования, ERP-систем и других элементов автоматизации… Всё это должно повысить операционную эффективность компании – для КМГ это крайне важная цель, наряду со снижением долговой нагрузки. Но пока рост операционной эффективности по отчёту о прибылях и убытках не заметен. По-видимому, главные проекты трансформации пока не завершены. Себестоимость реализации по итогам 1Q2018 выросла на 66%, тогда как выручка на 62%. Общие и административные расходы компании увеличились вдвое, чистая прибыль на 32%. Показатель ROA стал выглядеть немного лучше – 2,6 против 2,0%». По мнению эксперта, в ближайшее время более оптимистичные прогнозы у КазМунайГаза не будет в силу нескольких причин.
«Основная проблема КазМунайГаза, это низкая рентабельность и высокая долговая нагрузка. Поэтому отказ от непрофильных активов и приобретение профильных прибыльных, это логичный шаг. Однако слияние с Разведкой Добычей КазМунайГаз и КазТрансГазом только увеличивает долговую нагрузку КМГ, а выкуп долей миноритариев приведет к отрицательному денежному потоку уже по итогам 2018 года. Компания понесла большие затраты на выкуп долей миноритарен РД КМГ. Таким образом, соотношение чистого долга к EBITDA может возрасти до 5. В дальнейшем цифра должна снизаться, так как КМГ планирует значительные выплаты» — считает замдиректора аналитического департамента российской компании «Альпари» Анна Кокорева.
В этом ключе, по мнению эксперта, наиболее логичным шагом было бы наоборот, отпустить газового оператора в свободное плавание, дать КазТрансГазу статус самостоятельной компании, занимающейся исключительно газовыми проектами. На плечах Нацоператора остается и газификация страны. Как говорит Анна Кокорева: «В Казахстане газификация насущная проблема, пока ее уровень низок. Только к 2030 году, по планам правительства, газификация населения достигнет 56%. На мой взгляд, нужно ускорить этот процесс. Возможно, для этого нужна отдельная структура, которая будет заниматься вопросом газификации населения, наряду с разведкой и транспортировкой. То есть нужна компания, которая создаст хорошую инфраструктуру внутри страны и сделает газ доступным. Этот процесс будет проходить быстрее, если КазТрансГаз вывести в отдельную национальную компанию».
Еще одна мировая тенденция, которую стоит отметить, это переход на использование более экологичных и экономичных видов топлива, например, на природный газ. Например, в Казахстане, в рамках внедрения «зеленой экономики, сейчас серьезно прорабатывается вопрос модернизации транспортного сектора и его перевод с дизельного топлива на природный газ. И предстоящая огромная работа в этом направлении тоже находится сегодня в компетенции газового оператора.
По мнению Вячеслава Додонова — «газ является одним из наиболее перспективных видов топлива, спрос на который в долгосрочной перспективе будет устойчиво расти. Это обусловлено многими факторами — от быстрого роста потребления развивающимися экономиками, в первую очередь, Китаем, до необходимости замещения таких энергоносителей, как уголь и атом (в развитых странах), которое осуществляется в рамках экологических программ и борьбы с выбросами парниковых газов. В связи с ростом востребованности газа, ростом его экспорта из Казахстана, очевидно, создание самостоятельной специализированной компании в Казахстане было бы целесообразно».
«В настоящее время проходит консолидация КазТрансГаза в КазМунайГаз и трудно прогнозировать, как именно отразится слияние на деятельность интегрируемых компаний, хотя можно предположить, что их издержки несколько увеличатся в рамках большого холдинга. На мой взгляд, эти поглощения прибыльных активов происходят в рамках предпродажной подготовки КазМунайГаза к приватизации. Они направлены на ее вывод к устойчивой рентабельности за счет добывающих и транспортирующих структур, поскольку в текущих условиях убыточности трудно ожидать, что приватизация будет успешной», — заключает Додонов.