СМИ о программе приватизации РК: Сможет ли Казахстан «отыграться» за счет Казатомпрома?

Опубликовано
Издание The Diplomat отмечает, что «вялые темпы программы приватизации в целом ставят под вопрос возможность ее осуществления»

Приватизация нацкомпаний в Казахстане обсуждается уже много лет, но ее сроки стали неопределенными в связи с кризисом в 2014 году, охватившем развивающиеся рынки и рынок нефти, пишет The Diplomat. И если листинг АО «НАК «Казатомпром» на Лондонской фондовой бирже (LSE) и Астанинской международной бирже (AIX) будет успешным, это станет значительным шагом на пути к достижению целей казахстанской программы приватизации. 

Однако критики утверждают, что ГДР, в отличие от акций, будут более полезны для увеличения капитала компании, но не смогут привлечь значительное количество иностранных инвесторов в «Казатомпром». Также будущие акционеры не смогут влиять на политику компании.

Издание отмечает, что «вялые темпы программы приватизации в целом ставят под вопрос возможность ее осуществления».

«Медленная приватизация также негативно сказалась на бюджетном планировании, что было очевидно, когда правительству пришлось пересмотреть свой бюджет на 2018 год, поскольку оно не смогло получить запланированные объемы наличных денег от продаж в этом году», — пишет издание.

«В этом году мы планировали (заработать на продажах по программе приватизации «Самрук-Казына») 120 млрд тенге ($330 млн). Вместо этого мы ожидаем, что выручка составит 17 млрд тенге (около $46 млн)», — сказал журналистам первый заместитель министра экономики Руслан Даленов.

Директор консалтинговой компании Prism Policy Risk Management Кейт Маллинсон считает, что Казахстану нужно вернуть «репутацию прозрачности своих активов», подпорченную предыдущим опытом, чтобы стать интересным для инвесторов. Говоря о неудачном опыте, Маллинсон подразумевает компанию ENRC (Eurasian Natural Resources Corporation), горнодобывающего гиганта, зарегистрированного в Лондоне в 2006 году. В 2013 году компания была исключена из реестра Лондонской биржи из-за обвинений ее в коррупции и непрозрачном корпоративном управлении. 

«Поскольку в Казахстане недостаточно капитала, чтобы погасить большую часть запланированного листинга, правительству придется продавать акции главным образом иностранным покупателям. Для этого, необходимо убедить инвесторов с потенциально минимальными правами голоса, что компании не будут управляться как личные феодальные владения», — пишет Кейт Маллинсон.

В качестве глобальных координаторов для размещения глобальных депозитарных расписок (ГДР) «Казатомпрома» были выбраны Credit Suisse и JPMorgan. Их роль состоит в том, чтобы изменить предвзятое мнение международных инвесторов. Иностранный капитал фактически будет иметь решающее значение для успеха приватизации, поскольку экономика страны и финансовый сектор по-прежнему сталкиваются с последствиями кризиса 2014 года, пишет издание.

Также отмечается, что на этом этапе приватизации в качестве посредника для нескольких из этих сделок должен выступать только что созданный Астанинский международный финансовый центр (AIFC). Правительство хочет использовать возможности международных листингов для продвижения своего детища, международной фондовой биржи, регулируемой английским правом, однако при этом находящейся в столице Казахстана.

Редактор журнала «The Conway Bulletin» Джеймс Килнер писал в недавней редакционной статье, что «несмотря на фанфары и общие оптимистичные заявления официальных лиц Казахстана, ожидаемые IPO не оправдались в этом году… Казахстану и его компаниям необходимо ускорить темпы, если они хотят достигнуть установленных целей».

Если в ходе приватизации Казахстан получит планируемые $70 млрд и сможет прорекламировать AIFC, то цели Астаны будут частично выполнены. Однако для того, чтобы эта операция была названа по-настоящему успешной, в сделках необходимо привлечь высококвалифицированных международных инвесторов и открыть управление компаниями для независимого контроля.

Сообщается, что национальный оператор связи РК АО «Казахтелеком» и национальный перевозчик Air Astana также должны выставить свои акции на продажу в рамках плана приватизации. Air Astana на 49% принадлежит британской BAE Systems, но ее прибыльность находится под давлением, из-за роста цен на нефть и расширения компании.

Поэтому, на данный момент, «Казатомпромом» остается «драгоценным камнем» государства. Один из крупнейших в мире производителей урана имеет контракты и договоры по всему миру и является постоянным поставщиком топлива для множества стран.

В середине 2016 года «Казатомпром» договорился с канадским Cameco о реструктуризации совместного предприятия и в 2018 году стал мажоритарным акционером месторождения Инкай (Cameco — 40%, Казатомпром — 60%).

Поскольку цены на уран подскочили в последние месяцы, Казатомпром заявил, что планирует значительно сократить производство в период с 2018 по 2020 год. В 2018 году компания планирует произвести 21,6 млн тонн, что на 20% меньше, чем в предыдущем году, сообщает главный коммерческий директор компании Риаз Ризви. Компания ожидает аналогичные сокращения производства в ближайшие два года.

При этом в интервью Bloomberg TV генеральный директор «Казатомпром» Галымжан Пирматов отрицал любые предположения о спекуляции, заявив, что сроки выхода на IPO не связаны с высокими ценами на уран.

«Выходя на IPO компания следует приватизационной программе правительства…Это решение правительства», — сказал Пирматов. Речь идет не о сроках, хотя мы думаем, что это отличное время для инвесторов: цены на уран выросли на 50% за полтора года».

Справка:

Road show (дорожное шоу) — элемент практической подготовки компании-эмитента при выпуске её ценных бумаг в том числе при первичном публичном размещении. Это серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в ключевых городах мира. 

Читайте также