«За» и «против» Кокжайляу

Опубликовано
Во время проведения общественных слушаний по разделу «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду к технико-экономическому обоснованию строительства горного курорта «Кокжайляу» в рамках сессии предложений было высказано множество мнений как в поддержку строительства, так и против

Во время проведения общественных слушаний по разделу «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду к технико-экономическому обоснованию строительства горного курорта «Кокжайляу» в рамках сессии предложений было высказано множество мнений как в поддержку строительства, так и против

«Основной контент нашей деятельности – развитие экологического туризма. Это один из основных проектов турпродуктов Казахстана. Иностранные гости нуждаются в нетронутых уголках природы, это очевидно, но это вовсе не значит, что эти люди нуждаются в нахоженности, грязи, отсутствии туалетов. Я всегда со стыдом выслушиваю претензии экотуристов, которые приезжают в Алматы. Мы хотим якорный проект, который мог бы задерживать туристов в Алматы на день, на два, но выслушиваю претензии относительно того, что город в предгорьях не готов принимать туристов – нет обыкновенной инфраструктуры, и горы мусора, которые находятся на Кокжайляу, не красят ни туризм, ни город, ни жителей города. Наш город стал дружелюбным по отношению к туристам, это заметно и по туристам, и по высказываниям. Экономика нашего города стоит на предоставлении услуг, в том числе и туристских. Но предоставлять туристские услуги без инфраструктуры невозможно. Мы и так давно опоздали, город, который находится в предгорьях и не имеет инфраструктуры, – это вызывает у профессионалов улыбки, которые заставляют думать о нашем непрофессионализме. У меня сложилось мнение, что люди, которые защищают Кокжайляу, не хотят, чтобы в их епархию кто-то вторгался. Не это главный вопрос. Территория Кожайляу принадлежит нам всем, и я за проект», – высказалась директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

 Журналист Вадим Борейко утверждает о незаконности слушаний и их нелегитимности.

«Я продолжаю считать эти слушания незаконными и нелегитимными по трем причинам. Непредоставление ТЭО. У этого ПредОВОС и ТЭО нет всех правоустанавливающих документов на землю, хотя они должны были быть готовы до начала всех работ – там есть и частная собственность, и земля в залоге. Кроме того, ПредОВОС и ТЭО не переведены на казахский язык», – отметил журналист.

Он отметил, что призыв признать ПредОВОС неполным, неготовым, обоснован тем, что акимат не провел те исследования, которые должен был провести.

«Весь год обсуждались только гостиницы, количество мест, рестораны, а экологические вопросы не обсуждались. В составе ТЭО есть раздел «анализ», но что это за анализ – мы не знаем, нам не предоставили. В ПредОВОС (предварительная оценка воздействия на окружающую среду) селям посвящена всего одна страничка. Там написано коротко констатация – 100 селевых русел, 75% селей возникают из-за дождей и так далее. Тем временем, 3 года назад, после селя в Карагайлы акимат города заказал институту географии университету Сатпаева исследование – селевые явления в юго-восточном Казахстане. В мае 2018 года оно было готово и во многом совпадает с выводами и заключениями Хорошева. Но в нем нет ни одного слова о проекте курорта «Кокжайляу». Как стройка отразится на селевых процессах, а это же земляные работы, осыпи, отвалы, вырубка, уничтожение искусственного покрова и создание искусственного озера. На Шымбулаке уже был рукотворный сель. После того как там «содрали» почву, там смыло трактор в Малую Алматинку. Непонятно, как оттуда людей будут эвакуировать. Говорят – по дороге, но если сель пойдет как раз в западную сторону, в сторону реки Казашка. Исходя из объема озера, объем селя будет 1,5 млн кубометров. Этого исследования сделано не было, хотя акимат мог его сделать. В прошлом году была готова карта сейсмического районирования Казахстана. В этом году на ее основе выпущен свод правил строительства в сейсмически активных зонах. Но акимат опять же не удосужился заказать карту Алматы и окрестностей сейсмического микрорайонирования, где был бы включен и этот участок. Поэтому в ПредОВОСе архивные карты по этому поводу. И будут споры – есть или нет разломы, но там указаны линии возможного тектонического разлома, зона 9-балльная, хотя на самом деле она 9-10 балльная», – отмечает Борейко.

Кроме того, акимат отказал в проведении генетической экспертизы яблони Сиверса.

«Не все яблони, что растут в горах, – яблони Сиверса, там есть еще доместики домашние и гибриды. «Возможно, 400 яблонь будет вырублено. Возможно, будут вырубать яблоню Сиверса, а взамен сажать гибриды. А это «уголовка». Это не только наше достояние, но и достояние всего мира – эти растения внесены в список и находятся под международной защитой», – отметил журналист.

Вместе с тем политолог Айдос Сарым считает, что строительство курортов важно, поскольку позволит создать новые рабочие места.

«Я считаю, что, с одной стороны, рабочие места и курорты нужны. Во всем мире курорты приносят деньги и создают рабочие места. Я благодарен всем противникам, потому что, благодаря им проект стал лучше – там нет бешеных застроек. Мы много где бываем, много что видим, многие курорты смотрим. Если на самом деле защитники и противники объединятся, то проект может стать луче и в процессе строительства, и в процессе эксплуатации. Если акимат примет во внимание и проведет экспертизы, то от этого все мы только выиграем – город станет богаче, безопаснее, экологичнее. Я за то, чтобы все усилия предпринимались и проект на самом деле работал, тогда мы будем гордиться и любить свой город», — отметил Айдос Сарым.

О нерентабельности строительства вновь напомнил экономист.

«Смысл общественных слушаний  в том, чтобы мы, как общественность, оценили неизбежные минусы на окружающую среду и возможные плюсы проекта. Но про проект ни акимат, ни господин Нуров сказать не хотят, кроме довольно слабой отбивки, которая крутится все время и которая о проекте не говорит. На сайте тоже никакой информации нет. Нам нужна конкретная, а не агитационная информация. Мы хотим знать, как и что вы будете строить, сколько это будет стоить и сколько будет денег приносить. Большинство противников застройки Кокжайляу тоже за развитие туризма, они хотят видеть курорты вокруг Алматы, восстановление старых советских курортов, которые непонятно где и непонятно кем приватизированы, может быть, в народную собственность стоит вернуть некоторые санатории и детские лагеря. То, что вы делаете – делается на народные деньги, и мы имеем право знать, на что они тратятся. Я как финансист не могу сделать полного анализа, потому что полной информации нет. Я подчеркиваю, что стоимость проекта около 8,9 млрд тенге, около 250 млн долларов на крохотный курорт. Чтобы возместить за счет продажи билетов эту сумму, потребуется около 49 лет, по самым оптимистичным раскладам, даже с учетом невероятного ежедневного посещения 1 тысячи человек, которые заплатят по 5 тысяч за билет», – отметил экономист Дмитрий Жуков.

Кокжайляу может стать еще одним местом проведения досуга алматинцев и гостей.

«Я не алматинец, но живу здесь давно и болею страной. Когда Арбат строили, я болел за проект, сам живу н в районе ЦУМа. Я лето провел на стройке, а теперь все ходят и наслаждаются. И когда Кокжайляу построят, все будут ходить и наслаждаться. А сейчас там нет дороги, туалетов, о каком развитии и туризме можно говорить?», – считает телеведущий, журналист, актер, поэт, блогер Ефим Иванов.

Общественники возмущены, что нулевой вариант развития проекта (отмена строительства) уже в принципе не рассматривается.

 «От имени движения «Защитим Кокжайляу» мы передаем проектировщикам 19 230 подписей под открытым письмом против строительства Кокжайляу. Мы требуем приложить их к протоколу. Господин Нуров заявил исключительное нарушение закона, потому что аким сказал, что общественность будет расценивать проект, и если общественность будет против, мы откажемся от него. Нуров сказал, что нулевой вариант (отказ от проекта) не рассматривается. В законе четко написано, что общественность имеет право принимать решение по вопросам окружающей среды, а вы говорите, что не будем рассматривать нулевой вариант. Кроме того, непредставление полного ТЭО является нарушением закона о доступе к информации. Вы обязаны были предоставить ТЭО. ПредОВОС рассматривает воздействие исключительно только на собственную территорию курорта, при этом полностью игнорируя воздействие на сопредельную территорию.  ПредОВОС умалчивает об удаленных, аккумулятивных эффектах и рисках населению города», – утверждает Светлана Спатарь, «Зеленое спасение».

За развитие строительства канатных дорог и курорта высказался генеральный секретарь Ассоциации по лыжным видам спорта Казахстана Аскар Валиев: «В этом зале присутствуют мои друзья и коллеги, но они разделились на два лагеря. Я хотел бы обратить внимание на одну важную вещь. В горах – мусор. Горная культура на очень низком уровне развития. Культуру можно и нужно привить, но это можно сделать только через детей, только через младшее поколение. Привить культуру гор детям можно только приведя их туда. Сейчас ничтожное количество детей попадает в горы. Была универсиада, в прошлом году была программа «Спорттык Алматы», в рамках которой 4 тысячи детей бесплатно научились кататься на лыжах. И их родители теперь мне задают вопрос: а куда их отдать кататься? Канатные дороги строить нужно в соответствии со всеми экологическими нормами. Дороги нужны, чтобы наши дети и все население могли кататься, чтобы сделать горы доступными. Существующие курорты тоже требуют модернизации. В любом случае будет строительство в горах. Оно приведет к тому, что мы с вами получим простой и дешевый способ попадания в горы. Только после этого наши дети там вырастут, и горы станут зелеными».

Его поддержала Жанна Короткова. «Я за курорт, потому что являюсь представителем туристического бизнеса. Очень маленькое количество народа обращается за путевками по Казахстану. И практически никто за зимними видами отдыха, потому что предложить нечего – дорого и переполнено. Пожалуйста (обращение к противникам строительства курорта), не делайте так, что вы, кучка элитных туристов, которые как москвичи, которые боятся, что к ним понаехали, просто боитесь, что туристы понаедут в Кожайляу. Я прошу акимат предельную прозрачность проекта, и если вы хотите победить в этом проекте, то победа должна быть безупречной. Мне жалко алматинцев, которые живут рядом с курортом и не умеют кататься на лыжах, обидно», – отметила она.

Общественники считают, что даже разработчики проекта прекрасно понимают, что с развитием проекта будет нарушено и национальное законодательство, и международные конвенции.

«На русском языке мы видим, что обсуждаем горный курорт. На казахском же надпись, что обсуждение горно-лыжного курорта… (…) Ни разработчикам, ни противникам, ни сторонникам курорта невозможно здесь ничего говорить. Три минуты – это насмешка. У нас замечаний по проекту на несколько сотен страниц. Письменно мы неоднократно отправляли, они не учитываются, в лучшем случае прилагаются к протоколу. Надо отдать должное проектировщикам, в этот раз они подробно разобрали вопрос краснокнижных растений. Я бы хотел зачитать: «Запрет производства каких-либо работ в связи с возможным нарушением природоохранного законодательства и вынужденным сносом редких, находящихся под угрозой растений, имеет положительную сторону. В результате этого будет не соблюдено природоохранное законодательство и международные конвенции». Разработчики проекта прекрасно понимают, что если будет проект, то будет нарушено и национальное законодательство, и международные конвенции. Проектировщики и эксперты несут ответственность за изготовление ложных заключений и по 339-й статье несут ответственность за снос и уничтожение редких растений, а также земель, на которых они произрастают. Является уголовно наказуемым деянием», – отмечает руководитель ЭО «Зеленое спасение» Сергей Куратов.

Читайте также