Министр финансов Алихан Смаилов представил на заседании правительства проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства».
«Упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства: при применении процедуры реабилитации на сегодня суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение», — сказал он на заседании правительства 26 ноября.
Аналогичные меры, по словам министра, предлагаются и по банкротству, поскольку применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта.
«Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия. К примеру, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассовой машины, суд отказывает в признании ее банкротом, несмотря на огромные долги. Причина – должник не использовал все возможности по погашению долга за счет реализации актива», — сказал Смаилов.
Такой подход, отметил министр, вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса.
В связи с этим законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства.
«Суду необходимо будет установить факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельства несостоятельности субъекта. Таким образом, законопроектом устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуры реабилитации и банкротства. Кроме того, индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Законопроект предоставляет им возможность реабилитироваться», — сказал Смаилов.
Он отметил, что на сегодня даже после утверждения плана реабилитации продолжение текущей деятельности компании затруднительно.
«Действующий закон не содержит прямой нормы о снятии арестов со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд. Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации», — сказал он.
Министр отметил, что это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.
Кроме того, в целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев.
Также предлагается сократить сроки проведения процедуры банкротства.
«Ведущая роль в процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса. Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов. Собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки, а иногда и сотни. В среднем, на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяцев на созыв всех заседаний собраний кредиторов (из расчета 10 собраний кредиторов в одной процедуре банкротства)», — привел Смаилов пример.
Комитет кредиторов же избирается собранием, является его представительным органом, однако малочислен, а процедура его созыва проще.
«Предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов. За счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства», — сказал министр.
Кроме того, на сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом, что не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности.
В связи с чем законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.