Потребность стран Центральной Азии в растительном масле в три раза превышает объемы его производства в Казахстане и предоставляет Астане возможность для дальнейшей диверсификации растениеводства, считает менеджер компании «Сингента Казахстан» Олжас Турсункулов.
«Если мы возьмем производство растительного масла, то Казахстан в данный момент производит около 366 тысяч тонн, из них для внутреннего потребления нам нужно 349 тысяч тонн, то есть у нас остается небольшое количество масла для экспорта. У нас есть небольшой плюс, который мы, конечно же, реализовываем: в прошлом году в КНР было экспортировано около 7,6 тысяч тонн масла растительного происхождения, также около 112 тысяч семян подсолнечника было экспортировано туда», — сказал Турсункулов в ходе международной конференции KazOil 2018.
При этом общий объем производства растительного масла в Центральной Азии, по его оценке, составляет около 660 тыс. тонн в год, а потребление всеми государствами ЦА на 330 тыс. тонн больше.
«Это тот «минус», который заполняется импортом из других стран, то есть у всех, кроме Казахстана, стран региона внутреннее потребление превышает показатели внутреннего производства. Это связано как с ограничением в площадях, так и с ограничением в технологиях возделывания масличных в других государствах – и это наше преимущество», — заметил эксперт.
По его мнению, казахстанским производителям следует в первую очередь обратить внимание на рынок Узбекистана, население которого составляет около 30 млн человек.
«В прошлом году в Узбекистан Казахстан экспортировал около 160 тысяч тонн, но следует учитывать, что внутреннее потребление Узбекистана превышает аналогичный показатель Казахстана, а производство растительных масел там остается на прежнем уровне. Тут стоит отметить, что Казахстан с 2013 года увеличил посевные площади под масличные в пять раз, но этих площадей все равно не хватает для закрытия потребностей всего региона – мы закрываем свои потребности, объем производства мы увеличили на 50% за этот же период, но этого недостаточно для Центральной Азии», — добавил менеджер производителя масла.
По его данным, Казахстан занимает более 90% по посевам масличных в Центральной Азии, (около 3 млн га посевов масличных), в Узбекистане всего около 40 тыс. га посевов масличных, в Кыргызстане – 30 тыс. га, в Туркменистане и Таджикистане масличные сеют еще меньше. Все эти страны занимаются только одной культурой – подсоднечником, лен и рапс в регионе культивируются пока только в Казахстане в силу климатических условий не культивировались.
В Казахстане под подсолнечником занято 864 тыс. га, за последние 5 лет посевы под него стабильно увеличиваются на 30-40 тыс. га, основной производитель подсолнечника в Казахстане – Восточный Казахстан, в силу благоприятного климата, с Павлодаром они отводят под подсолнечник около 600 тыс. га. За последние 5 лет площадь посевов рапса в Казахстане увеличилась на 40%, основной регион возделывания рапса – Северный Казахстан, около 70% посевов сосредоточена в нем. Лен занимает около 35% от общего объема масличных площадей, в данный момент под ним находится около 1 млн 100 тыс. га, здесь лидирует СКО – 500 тыс. га.
«У Казахстана есть все возможности для наращивания производства масличных, то есть 3 млн га посевов – это не предел. Логистические возможности дают Казахстану открытый вход в страны региона, открытая граница с Кыргызстаном и последние изменения в политике Узбекистана для наших производителей и трейдеров наращивают их возможности. И я бы отметил Китай как потребителя масличных № 1 в мире. Соседство с этой страной увеличивает наши возможности, но нужно наращивать как посевы масличных, так и возможности по их переработке», — заключил эксперт.