«Дух Великой степи» покоряет Турцию
ГМИ им. А. Кастеева представил в Турции выставку «Дух Великой степи», в которую вошли 32 живописные и графические работы казахстанских художников конца ХХ – начала ХХI века. Выставка вызвала огромный интерес у турецкой публики
«Казахстан – прародина тюрков, священный «Қарашаңырақ». Отсюда, из наших степей, уходили в разные концы света тюркские племена и народы, внесшие значительный вклад в исторические процессы в других странах и регионах», – отметил Нурсултан Назарбаев в своей статье «Семь граней Великой степи».
Этот исторический факт, отмеченный президентом, ярко проявился в выставке «Дух Великой степи» Музея Кастеева, которая с успехом прошла в Анкаре, а буквально на днях была открыта в Бурсе в Музее истории кочевья. Знакомясь с представленными на выставке полотнами, вице-мэр Бурсы Яшар Элмаз отметил много общего в истории казахского и турецкого народов: конно-спортивные игры, широкое распространение конной езды, кочевье, Шелковый путь с его караванами и торговыми городами, одним из которых был Бурса.
«Для нас эта выставка имеет огромное значение. Она отражает своеобразие культуры кочевников, казахский образ жизни, традиции и обычаи. А также является ярким примером изобразительного искусства современной тюркоязычной страны с ее большим интересом как к прошлому, к истории, древним цивилизациям, существовавшим на ее территории, так и к современным общечеловеческим проблемам и духовным поискам» , – сказала в приветственной речи руководитель пресс-службы ГМИ им. А. Кастеева Клара Исабаева.
Выездной проект потребовал от сотрудников музея больших усилий. По словам организаторов, выставка была бы невозможна без помощи и всестороннего содействия со стороны организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ и ее генерального секретаря Дюйсена Касеинова, вице-мэра города Бурсы Яшара Элмаза и руководителя управления культуры города Бурсы Азиза Елбаша, которые договорились с одним из лучших музеев города Бурсы – Музеем истории кочевья. Надо отметить, что ТЮРКСОЙ регулярно организует концерты казахских музыкантов в Турции, публикует литературу тюркоязычных стран и организовывает выставки ведущих музеев Казахстана.
«Дух Великой степи» наглядно демонстрирует широкое стилистическое разнообразие современного искусства Казахстана, ярко подчеркивая его национальный колорит и самобытность. В экспозицию выставки вошли работы мэтров казахстанского искусства Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Дулата Алиева, Гани Баянова, Бахыта Бапишева, а также работы современных казахстанских художников Марата Бекеева, Шамиля Гулиева, Нелли Бубэ, Аскара Есдаулета, Алмагуль Менлибаевой, Андрея Ноды, Гульжамал Тагеновой, Алпысбая Казгулова и Вячеслава Люй-Ко.
Четыре графические работы классика казахской живописи Евгения Сидоркина – «Колыбельная» из серии «Читая Сакена Сейфуллина», «Кыз куу», «Байга» и «Кокпар» из серии «Казахские национальные игры» – отличаются великолепными композиционными решениями. В серии «Национальные игры казахов» художник мастерски передает дух древнейших национальных игр – молниеносную динамику, соревновательный азарт и накал борьбы. В «Колыбельной» наоборот тончайший лиризм – нежно обнимающая, склонившаяся над своим малышом мать.
Наш мэтр Абдрашит Сыдыханов представлен картиной «Знак «Чабан» (1989), которая отражает важный этап его творчества, когда он выдвинул кардинально новую концепцию художественного выражения, взяв за основу символической живописи древний родовой знак казахов – тамгу.
Все работы Нелли Бубе – «Номады», «Гостеприимство», «Женщины Казахстана», «Лунный караван» и «Скифы» передают неповторимые колоритные этнические образы номадов – кочевку на верблюдах, торговые караваны, женскую национальную одежду и теплоту гостеприимной казахской души. Художник ярко заявила о себе в конце 1990-х годов прошлого века, когда стала экспериментировать и разработала уникальную технику рельефной живописи. Смешивая масляные краски с различными материалами, Нелли создает не иллюзию, а саму форму.
В совсем иной технике поставангарда и импрессионизма работает другая известная казахская художница Гульжамал Тагенова. Ее выставочные работы – «Весна», «Наскальные рисунки» и «Дыхание гор. Каскелен» воспевают красоту родной земли, буйство весенних красок и очарование юных девушек-казашек. Гульжамал любит запечатлевать моменты женского бытия – казахских невест в саукеле. На протяжении всего творчества Гульжамал создает романтичные образы казахских девушек в национальных костюмах.
Работы Вячеслава Люй-Ко «Город у моря. Сумерки», «Переход. История о дудочке», «Я жил когда-то здесь», «Суббота. Сбежавшая невеста» полны глубокого философского смысла, ассоциаций, рассуждений. Главное для художника – сюжет, притча, история.
Полотна Алпысбая Казгулова балансируют на грани абстракции и символизма, являясь эмоциональными высказываниями об аспектах бытия.
Как отметила директор музея профессор Гульмира Шалабаева: «Новая статья президента, будучи продолжением госпрограммы «Рухани жангыру», стала первым посланием к народу, которое целиком посвящено историко-культурным вопросам и задачам. Благодаря этой статье стало совершено очевидным то, как поменялась мировоззренческая парадигма за годы построения независимого Казахстана – это новое отношение к своей древней, подлинной истории и культуре, это новое отношение к людям и обществу. Перед научным и культурным сообществом поставлены четкие и конкретные задачи. Нам предстоит весьма ответственная, сложная, большая и очень увлекательная работа! Организуя зарубежные выставки в различных странах, Музей им. А. Кастеева знакомит мир с нашей культурой, историей и изобразительным искусством, продвигая талантливых казахстанских художников и казахское искусство на международном уровне».
Выставка вызвала большой интерес у турецкой общественности и получила высокую оценку. Работы Нелли Бубе и Алпысбая Казгулова произвели на турецких любителей искусства большое впечатление, они получили приглашения на проведение выставок.
«Очень рада, что важные исторические акценты расставлены на самом высоком уровне. Нам действительно есть чем гордиться. Наше искусство имеет тысячелетнюю историю. На ковре из Пазырыка (Алтай) тот же орнамент «кошкар мюиз», который до сих пор украшает казахские войлочные ковры. Ювелирные украшения из тувинских курганов Аржан-1 и Аржан-2 (VIII–X век до н. э.) имеют ту же самую филигрань и те же самые орнаменты, что и на казахских украшениях XIX и XX веков. Ученые западноевропейских научных центров с помощью анализа ДНК доказали, что мы прямые потомки саков. На нашей территории существовали уникальные цивилизации», – прокомментировала Клара Исабаева.