Многотонная конструкция могла обрушиться в любой момент: в Шымкенте снесли трубу свинцового завода
Шесть дней продолжалась операция по сносу трубы бывшего промышленного гиганта – Шымкентского свинцового завода. Конструкция весом в 10 тысяч тонн, разрушаемая у основания охотниками за металлом, могла обрушиться в любой момент.
«В апреле нынешнего года к нам поступило два обращения – от жителей микрорайона «Казыгурт», живущих в непосредственной близости от свинцового завода, и из филиала Шымкентского отделения магистральных сетей АО НК «Казахстан темiр жолы», – отметил заместитель начальника департамента ЧС Шымкента Мадияр Жаксыбаев. – Нам сообщили, что на территории завода неизвестные вывозят металл и есть вероятность обрушения трубы и пешеходного моста, который проходит над железной дорогой. Мы оперативно выехали на место. Убедились, что мост и одна из трех труб высотой 210 м, построенная в 30-е годы прошлого века, находятся в плачевном состоянии. В частности, было видно, что большая часть основания уже уничтожена мародерами, и создавалась угроза падения трубы».
Гигантское строение из армированного бетона оказалось в буквальном смысле подточенным сборщиками металла. Они разрушили бетон с одной стороны так, что стали видны армированные жилы строения. При высоте 210 м и весе более 10 тыс. т труба, лишенная опоры с одной стороны, могла рухнуть в любой момент. Причем никто не мог сказать точно, в какую сторону она качнется – реки Бадам или жилых домов.
Успеть за шесть часов
Между тем, ее падение могло спровоцировать разрушение и падение пешеходного моста. Поэтому вопрос о том, что делать с мостом, который проходит над железнодорожными путями, где проезжают пассажирские и товарные составы, обсуждался на заседании комиссии по ЧС в первую очередь. В последующем было получено заключение о том, что построенный в 1984 году и с тех пор ни разу не ремонтировавшийся мост является аварийным и подлежит демонтажу.
Охотники за металлом наследили и здесь: благодаря их стараниям обнажились опоры моста, в некоторых местах арматура была полностью срезана. Специалисты рассчитали, что, если труба с таким весом рухнет – неважно в какую сторону, произойдет местное землетрясение техногенного характера силой до трех баллов по шкале Рихтера. Кстати, график движения поездов здесь очень плотный – по данным представителя Шымкентского отделения магистральных сетей, в течение суток по этой ветке проходит только 56 грузовых составов и чуть меньше пассажирских поездов.
Несколько дней представители шымкентского акимата и АО «КТЖ» утверждали график работ и движения поездов. В итоге сошлись на том, что демонтировать мост необходимо за шесть часов. За это время надо было успеть обесточить четыре высоковольтные ЛЭП, при помощи специального оборудования распилить металлическую арматуру, стягивающую две бетонные плиты-перекрытия моста, и аккуратно спустить многокилограммовые бетонные конструкции на землю. Кроме того, демонтировать опоры, вновь подключить электроэнергию и освободить железнодорожный путь для товарных и пассажирских составов.
Подобного рода задачу шымкентские службы выполняли впервые, поэтому были привлечены более 50 работников КТЖ, 20 ГКП «Куатжылуорталык» и 10 сотрудников ДЧС города Шымкента.
Взрывать нельзя – демонтировать
После того как в мае многотонный мост был демонтирован, настало время решать вопрос с самой гигантской трубой. На основании технического заключения ТОО «Онтустiк Аймак Сараптама» и протокольного решения городской комиссии по ЧС от 16 мая в связи с угрозой возникновения аварийной ситуации, которая могла повлечь за собой человеческие жертвы, аким Шымкента подписал 19 июня решение «Об объявлении ЧС местного масштаба». Первоначально трубу предполагалось взорвать.
Но возникло непредвиденное осложнение. «Подобного рода объекты принято взрывать вертикально-направленными взрывами, – пояснил занимавший в то время должность заместителя акима города Шымкента Бейсенбек Жанбосынов. – Если бы труба была сложена из кирпича, проблем не возникло бы: при подобного рода взрыве она просто сложилась бы на месте, как картонный домик. Но армированный бетон – совсем другое дело. Несколько компаний, специализирующихся на сносе промышленных объектов, исследовали трубу и в итоге отказались от идеи избавиться от нее при помощи взрыва».
Затем было решено трубу демонтировать. Проектная организация ТОО «Улмад» подготовила сметную документацию для проведения демонтажа трубы на сумму 9,2 млн тенге. Так как при ее падении не исключалась возможность возникновения техногенного землетрясения, чсники совместно с сотрудниками архитектуры обошли более 80 расположенных поблизости домостроений, чтобы определить их состояние до проведения операции и избежать дальнейших недоразумений с жильцами.
Как рассказал Мадияр Жаксыбаев, акимат дважды объявлял конкурс на проведение работ по демонтажу, но в итоге 30 октября АО «Промышленная корпорация «Южполиметалл» в лице банкротного управляющего направила на имя акима города письмо о составлении договора с ТОО «Кан-Эко». Она проводила демонтаж в течение шести дней. Все это время на месте присутствовало руководство департамента ЧС. Также была привлечена местная полиция, проведено полное оцепление, выставлены специалисты оперативно-спасательного отряда, Центра медицины катастроф, противопожарной службы.
«Кан-Эко» предложила механический способ демонтажа. При помощи гидромолота было разрушено бетонное покрытие, затем срезано армированное основание. «Мы не специалисты в этом деле, и сказать, какой из способов в данном случае был бы предпочтительней, не беремся, – резюмировал представитель ДЧС. – «Кан-Эко» имеет лицензию на проведение таких работ, и ранее они их уже выполняли. Нашей задачей была проконтролировать, чтобы в опасной зоне не оказались люди, так как, учитывая состояние трубы, риск ее обрушения был достаточно велик».
Свинцовое наследие
Чрезвычайной ситуации удалось избежать. Между тем за годы простоя бывшего промышленного гиганта здесь несколько раз происходили пожары. А в октябре 2016 года при разборе конструкций цеха и добыче черного металла погибли двое мужчин. Городские власти не могли отслеживать состояние строений на территории завода, так как он находился не в коммунальной собственности.
Напомним, территория бывшего свинцового завода вместе со всеми строениями и промышленными отходами была заложена в банке. Промышленная корпорация «Южполиметалл», которой принадлежал завод, задолжала Альянс банку более $11 млн. Предприятие перестало погашать кредит после того, как в 2008 году из-за финансового кризиса цены на свинец снизились и его производство стало нерентабельным.
В 2009 году была предпринята попытка реанимировать предприятие. Шымкентский свинцовый завод был приобретен ТОО «A-MegaTrading». Во вновь заработавшие цеха были приняты порядка 230 человек. В сентябре 2010 года часть завода взял под управление «Казахмыс». За 2011 год восстановили производство свинца и редких металлов. Но чуда не произошло. Второе рождение предприятия завершилось, не успев начаться: 28 декабря 2012 года у завода отозвали лицензию на выбросы вредных веществ. Завод остановился навсегда.
Оставшаяся в наследие от бывшего промышленного гиганта огромная куча производственных отходов, накопившаяся за годы работы предприятия, постепенно уменьшается. Шлам выкупила горнорудная китайско-казахстанская компания ГМК «Ачисай». Как уже писал «Къ», она была создана на базе Ачисайского металлургического завода, принадлежавшего АО «ПК «Южполиметалл». Китайские инвесторы выкупили остатки завода за $64 млн, а также приобрели отходы свинцового завода в объеме 828 тыс. т за 24 млн тенге.
После сноса одной дымовой трубы на территории бывшего свинцового завода остаются еще две. Их состояние опасений не вызывает. Тем не менее департамент ЧС готовит письмо в адрес собственника с просьбой принять все возможные меры по обеспечению безопасности.